Капеллан Андрей Зелинский: «Новую Украину «Новой почтой» нам никто не пришлет»

Единственный в стране штатный капеллан, который прошел полосу препятствий и получил берет морпеха, считает, что пришло время не просто готовить защитников страны, а формировать в ВСУ ценностные основы подготовки военнослужащих, — этоса воина, что поможет им и после демобилизации бороться за свои мечты, преодолевать жизненные препятствия, развивать собственный бизнес и строить новую Украину.

Звание Народный герой Украины отец Андрей получил 4 июня 2015 года во время первой церемонии награждения. Фото: Роман Николаев

За отцом Андреем трудно успеть. Если он выбирается на мирную территорию, то все его дни плотно заполнены встречами, событиями, лекциями. Часто военные просят именно его окрестить новорожденного ребенка или обвенчать пару. Доверие к Андрея Зелинского в армии Украины безгранична. Но встретиться с ним и спокойно поговорить удалось лишь неподалеку от передовой, под Мариуполем, где он теперь несет службу в составе 36-й отдельной бригады морской пехоты. Более того, год назад он вместе с бойцами преодолел полосу препятствий и стал единственным штатным капелланом, который получил право носить берет морского пехотинца.

Он пришел с нуля на командно-наблюдательный пункт роты, снял бронежилет и, как умеет только он, тепло и искренне улыбнулся. Слушать капеллана очень интересно. Да и как иначе? Он имеет три образования: философское, богословское и политологическую, причем две первые получил за рубежом. Владеет несколькими иностранными языками, постоянно читает, изучает что-то новое, интересуется тем, что происходит в мире. Он мог бы делать карьеру, но с началом войны попросился на фронт и стал первым капелланом при штабе АТО в июне 2014-го, и почти отсюда не выезжает. Он видел разные роды войск, работал и с десантниками, и со спецназовцами. Но стал морпехом. Хочется верить, что его мысли о развитии армии и подходы к формированию бойца, услышат и будут поддерживать во всех Вооруженных Силах Украины.

«МОЯ ЗАДАЧА КАК СВЯЩЕННИКА — ЗАХИЩАТИ В НАШИХ ВОЕННЫХ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ«

-Я нахожусь в военном капеланстві с 2006 года, то есть уже двенадцать лет, — говорит Андрей Зелинский. – Работал сначала как волонтер, а с прошлого года в Вооруженных силах Украины появился институт военного капленства, то есть капеллан стал штатной должностью. О капелланстве в Украине громко заговорили с началом боевых действий на востоке страны. До того мало кто знал, что такое явление существует. Серьезная попытка организовать капелланское служение в ВСУ состоялась в академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного во Львове. Мне посчастливилось приобщиться к кругу молодых священников, которые работали только с віськовослужбовцями. Вместе с другими духовниками мы тогда поднимали целину в области формирования модели системного обеспечения духовных потребностей военнослужащих. Несмотря на тогдашние успешные попытки, значение термина «капеллан» на национальном уровне все еще мало кто понимал. Многие из выпускников львовской военной академии стали теми молодыми офицерами, которым на должностях командиров взводов и рот пришлось первыми встретить вооруженную агрессию – первые герои и первые павшие. Многих из них хорошо знал лично, со многими встречался в зоне боевых действий, многих мы потеряли… В бурном 2014 году приветствовалась любая поддержка войск, в том числе и духовная. В течение довольно короткого периода капелланство приобрело национального масштаба. Правда, для большинства оно тесно ассоциировалось с благословением личного состава до и после боев.

Но это лишь часть того, что я называю призванием капеллана «быть рядом». Для меня в этих двух словах целая философия — значительно больше, чем лозунг. Не наблюдать извне, а стать частью действительности — именно в этом суть одного из фундаментальных таинств христианской веры Воплощение. Когда появилась возможность стать штатным капелланом в Вооруженных силах Украины, я подписал трудовой договор с 36-й отдельной бригадой морской пехоты. Так оказался среди тех, кем очень горжусь.

-Почему вы выбрали для себя именно морскую пехоту? Вы же много работали с десантниками, вместе с ними даже выполняли прыжки с парашютом…

— Морская пехота – наиболее естественный для нашего государства род войск. Ведь именно от контроля за морским побережьем, в конце концов, зависела в значительной мере и сама историческая возможность оформления нашей государственности: так было и во времена киевских князей, и в времена Казачества, и в начале ХХ века. В этом году мы праздновали столетие выхода в свет приказа гетмана Скоропадского о формировании первой бригады морской пехоты. Украине всегда нужны были воины, которые могли бы ее защищать на море и на суше. В наши времена добавилась еще необходимость десантирования с воздуха. Следовательно, морской пехотинец – воплощение «воина трех стихий». А задачи, которые ставятся перед подразделениями Морской пехоты, требуют высокого уровня профессионализма и подготовки. Именно поэтому важным признаком морского пехотинца, как недавно сказал в своем интервью командующий МПУ генерал-майор Юрий Содоль, является наличие морального стержня, у него мае быть характер. Чтобы качественно выполнять поставленные задачи и преодолевать существующие препятствия, морпех, прежде всего, должен быть сильным духом. Характер морпеха имеет четкие координаты: отважный, преданный, умелый, свободный, верный (5 «В»).

Личный состав подразделений морской пехоты довольно молодой. А молодым всегда свойственен максимализм, высокого уровня идеализм. Я это называю способностью на ценностное. Когда вы приходите в одно из наших подразделений и начинаете говорить о воинскую культуру, боевую доблесть, о ценностях, люди реагируют, они понимают, о чем идет речь и поддерживают беседу. Невероятным опытом для меня лично есть наши беседы на темы личностного развития, формирование характера воина, в каком из окопов на самой линии соприкосновения. В такие мгновения хорошо пойму, что именно здесь могу быть действительно полезным, потому что, верю, задача профессионального военного капеллана – не только благословлять в бой или отпевать наших павших защитников, а значительно больше. Наша миссия – быть рядом, чтобы бороться за дух украинского воина, за саму его человечность, способную на чудовищного уровня отвагу и самопожертвование.

Воин по своей сути – личность ценностная. У него всегда должна быть цель, горизонт, и немного дерзкая натура, чтобы ее достичь, несмотря на все возможные препятствия. Я довольно часто повторяю, что победа – это значительно больше, чем заставить противника остановиться на определенной линии, даже больше, чем заставить его очистить нашу землю от своего присутствия. Победа – это отвоеванное будущее, Украина нового качества. Именно такая победа требует соответствующих ценностных ориентиров и ценностных личностей – настоящих воинов. Поэтому, считаю, что Вооруженные силы должны сегодня вернуть себе очень благородный статус, важнейшую для сегодняшнего украинского общества функцию, которую, к сожалению, было несколько утрачено в годы независимости. Сбройні сили Украины мают снова стать школой жизни, здесь должны формировать личность и закалять характер!

Сегодня, слава Богу, мы проснулись и поняли, что будущего нам никто не подарит. Новую Украину «Новой почтой» нам никто не пришлет. Ее сможет завоевать только человек-воин. Сегодня нам критически необходимы люди, которые по своим характеру являются воинами – в любой области общественной жизни: в армии, в образовании и науке, в бизнесе, в искусстве. Воин – лицо, віддана победе: над собой, над жизненными обстоятельствами, над противником. Человек, который четко знает, чего желает, и не колеблется бороться за свою мечту, за наше общее будущее. Каждое будущее требует освобождения из плена наших сегодняшних страхов, непевностей и равнодушия. Каждая мечта требует воина, готового за нее бороться.

Забота о социальные потребности военнослужащих необходима, но ее недостаточно: служба в армии должна обеспечивать людей не только материальными благами, но и смыслом. Современные развитые армии воюют не только техникой и оружием, но и убеждениями и смыслами, которые помогают обезопасить саму личность воина, защитить его морально-психологическое состояние, сохранить невредимым его самый ценный потенциал – человечность. Эффективное выполнение задач в армии возможно лишь при условии постоянного личностного развития военнослужащих.

У отца Андрея очень хорошо с чувством юмора…

Вооруженные силы без ценностей – это угроза человеку, государству, обществу. Ценностное формирование личности в Вооруженных силах также относится к ответственности военного капеллана. Ведь пастырская опека в ВСУ, согласно нормативных документов, осуществляется в трех основных направлениях: просветительская деятельность, пастырская работа и социальное служение. Мы живем в свободной поликонфессиональном государстве и служим в поликонфессиональном войске. Я никогда не соглашался с традиционным утверждениям о том, что в окопах атеистов не существует. Они существуют в современном украинском обществе – они существуют в украинских окопах. Если кто не верит, могу показать, в каких именно. Не следует упрощать ситуацию с религиозными взглядами наших военнослужащих. Как правило, вопросами государственного значения у нас занимаются люди старшего поколения, а им не всегда хорошо заметные преференции молодежи. А они у нас сегодня, в плане религиозных убеждений, очень изменились. Как на меня, то количество практикующих христиан, которые осознанно относят себя к одной из наших традиционных церквей на сегодняшний день в украинской армии очень незначительная. И это вовсе не вопрос идеологии, а скорее – глобальных тенденций в современной культуре. Институциональная, конфессиональная, религиозность в современном мире несколько теряет свои позиции. Не исключение и Вооруженные силы. Эту действительность необходимо вовремя осознать, чтобы должным образом наладить пастырскую работу в армии и гарантировать ее эффективность. К сожалению, нам сегодня не хватает капелланов «профессионалов», которые объясняют себе свое служение в армии не тем, что «в стране война», а тем, что капелланство – их призвание. Следовательно, существует много случаев, когда капелланы все еще рассматривают личный состав своей части как аудиторию потенциальных адептов собственной конфессии: для них «успех» капелланского служения измеряется количеством «новообращенных» к собственной конфессии душ. Существуют также те, для кого капелланское служение в армии сводится исключительно к идеологической работы. К сожалению, дух воина и воинского подразделения очень редко остаются в фокусе пастырских усилий как самодостаточные универсальные ценности. Ведь речь идет о формировании в армии ценностно ориентированной личности, способной быть качественным защитником и ответственным гражданином, отважным воином. Ценности в войске остаются доспехами, способными защитить саму человечность воина.

Капеллан, как священнослужитель своей церкви, действует в рамках доверенных ему компетенций. Как священнослужитель я могу делать то, что мне позволяет делать моя церковь. И как священнослужитель всегда с радостью готов послужить тем, кто обращается с соответствующими просьбами. Но помимо этого существует личный состав – верующие и не очень, православные и язычники, атеисты и равнодушные – среди которого я теперь обязан осуществлять свое служение, беспокоиться о их внутреннее, духовное состояние, о задекларированы религиозные потребности. А следовательно очень важным для меня является участие в ценностном формировании личности военнослужащего. И ценности здесь – ключевой элемент. В современном украинском войске мы из разных традиций – моральных, этических, религиозных. Однако, существует общее для всех нас ценностное фон, один на всех воинский этос, что позволяет качественно выполнять поставленные задачи, защищать свой народ и наше государство. В Морской пехоте Украины мы часто говорим о три основополагающие ценности – честь, отвага, преданность. Именно ценности позволяют военнослужащему оставаться человеком при любых условиях, заметить смысл в том, что происходит вокруг, выстоять при любых обстоятельствах, не сломаться. Думаю, что это и является ключевой задачей нашего служения. Ибо помочь военнослужащему понять смысл боя — означает спасти человека от разрушительных последствий войны.

При первой возможности капеллан перевідує в госпиталях раненых воинов. Этот снимок сделан в 2014 году в киевском госпитале

«ЧТОБЫ УКРАИНА ОСТАЛАСЬ НА КАРТЕ МИРА, НАМ СЛЕДУЕТ СЕГОДНЯ ВОСПИТАТЬ ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВОИНОВ: ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЧЕТКО ЗНАЮТ, ЧЕГО ОНИ ХОТЯТ, И ГОТОВЫХ БОРОТЬСЯ ЗА СВОЮ МЕЧТУ»

-Меня всегда интересовали ценности, на основе которых формировались целые воинские культуры в Спарте и в феодальной Европе, в средневековой Японии и на Запорожской Сечи, — продолжает отец Андрей. — Ведь кодекс воинской чести, этос воина – это чрезвычайно мощный механизм обеспечения эффективности в деятельности войска и защиты психического здоровья и духовного благосостояния отдельных военнослужащих. К сожалению, в ВСУ по состоянию на сегодня вся идеологическая работа выстроена исключительно на национально-патриотическом воспитании. Слава Богу, что это наконец произошло: национально-патриотическое формирование сознания украинских воинов необходимо, неизбежно, и все же, считаю, недостаточное. Речь идет о системе убеждений, которой необходима качественная личность. А личность, как известно, формируют ценности. Показательным остается слушания в сенате США сегодняшнего главы Пентагона Джеймса Меттіса перед его назначением на должность. На вопрос одного из сенаторов о значении для него лично воинского этоса, генерал ответил, что «этос воина – это не роскошь, а сама сущность войска». Это понимает глава Пентагона! На этих принципах сегодня выстраивается и система идеологической работы в американской армии. Речь идет о проверенные столетним опытом механизмы защиты духа воина и боевого подразделения, которые помогают сформировать устойчивую идентичность, защитить и предотвратить от развития ПТСР, воспитать граждан надлежащего качества.

Для меня лично морская пехота — значительно больше, чем род войск, это определенная жизненная философия – на время службы и после нее. У нас четко сформулированная миссия, что достигается тремя шагами: формирование морпехов, победа в боях, воспитание граждан нового качества. Такие цели требуют определенного воинского этоса.

У морского пехотинца три личностных измерения: воин, защитник и собрат. «Воин» – потому что отдан победе. В формировании этого качества как раз и помогает полоса препятствий, Здесь речь идет не только о физические испытания, но и о необходимости слаженного и эффективного выполнения поставленных задач, когда нужно вместе, целой группой, в условиях высокого уровня стресса достичь определенных целей. «Защитник» – больше, чем человек с оружием в руках, это – воин с любовью в сердце, готов на самопожертвование. Это придает глубокого смысла, ценностной валентности той функции, которую военнослужащий выполняет с оружием в руках.

«Собрат» как ценностная функция и идентичность воина хорошо известны еще с воинской культуры древней Спарты. Люблю пример, который упоминает Плутарх. Гражданских прав, а иногда и жизни, в Спарте лишали тех воинов, которые на поле боя теряли не копье, не меч, не шлем, а щит. Спартанцы сражались фалангой. Победа гарантировалась несокрушимой единством боевого строя. Каждый должен чувствовать ответственность за того, кто рядом. Следовательно, щитом защищали не просто собрата, а саму Спарту. Отсутствие щита – слабая фаланга. Слабая фаланга — слабая Спарта. Безответственность по отношению к боевому побратиму считалась государственной изменой. В нашем же случае турбота друг о друга означает заботу об Украине. И это еще один элемент ценностной, военная служба должна воспитывать у граждан Украины, которые проходят через эту школу. Итак, если ты военнослужащий ВСУ, ты – воин, личность отдана победе, ты защищаешь тех, кого любишь, и заботишься о тех, кто рядом с тобой борется за будущее твоего народа и его государства.

Тот, кто возвращается в гражданскую жизнь, должен оставаться воином, защитником и собратом — в бизнесе, в образовании, в общественной деятельности, в любой области общественной жизни. Чтобы Украина осталась на карте мира, нам следует сегодня воспитать целое поколение воинов – людей, которые четко знают, чего хотят, и всегда готовы бороться за свою мечту.

Мы много сегодня говорим о методах преодоления ПТСРу. Так вот, формирование ценностной идентичности у военнослужащего – это один из эффективных методов предотвращения развития ПТСРу в развитых армиях мира. Человек, преданный победе, умеет побеждать себя, жизненные обстоятельства и, наконец, противника. Это отдельная жизненная философия. К примеру, когда военнослужащий покидает район боевых действий, возвращается домой, он сразу же ощущает некую пустоту, пустоту, потерю. Еще вчера он был важен в своем подразделении, выполнял важную функцию, у него было много друзей, и вдруг – потеря ощущения собственной значимости. Болит. А когда человек имеет сформированную идентичность воина, она ничего не теряет, ибо остается воином и на других фронтах, продолжает борьбу за будущее, за воплощение своей мечты.

Война это хаос и беспорядок, это искаженное, деформированное пространство и время. Это то, где человек выходит за рамки обыденного, цивилизованного. Затем вернуться в русло очень и очень трудно.

Всегда повторяю, что война это больше, чем пули и осколки от артснарядов. Победа над войной в собственном сердце требует смысл в том, что происходит вокруг. Когда я был на авдеевской промзоне, переходя с позиции на позицию, обращал внимание на дырки от пуль в ангарах. Такое впечатление было, я находился не на войне, а в планетарии. Видеть звездное небо сквозь отверстия от пуль и осколков снарядов — это такая аллегория поиска смысла в условиях войны.

«МОЛИТВА – МОЯ МОЩНЕЙШЕЕ ОРУЖИЕ, И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ – МОЙ ЛУЧШИЙ ЗАЩИТА»

Есть два крыла, которыми воин поднимается до победы. Это мотивация и дисциплина. Одним крылом никуда не долетишь. Очень нужно над этим работать крыльями, лелеять их, чтобы наши воины могли подниматься к победе, невзирая на любые жизненные вызовы.

В военной психологии существует классический пример под названием «парадокс Стокдейла». Речь идет о американского адмирала, который в 1965 году попал в плен во Вьетнаме. Он провел в плену семь лет! За это время можно было уже и забыть, откуда ты родом. Но офицер все-таки вернулся домой, был представлен к высшим наградам, считается героем в Соединенных Штатах. Когда его спросили, как ему удалось выжить эти семь лет, он сказал, что никогда на протяжении этих лет не терял веры, что день освобождения настанет. Казались и не доживали до увольнения, как говорил адмирал Стокдейл, только оптимисты – те, которые были убеждены, что их уволят следующего Рождества. Психологическое истощение часто вызывало у них физическую смерть. Парадокс Стокдейла заключается в том, что, с одной стороны, надо думать стратегически, не теряя веры, что победа неизбежна. Такая вера может мотивировать, вдохновлять. С другой же стороны, следует жить здесь и теперь, реалистично встречая вызовы и отважно на них отвечать. В плену Джим Стокдейл организовал для американских пленных целую систему коммуникаций, похожую на азбуку Морзе, которой не понимали вьетнамские надзиратели. Письмом жене он передавал зашифрованную информацию, что в случае разоблачения, грозило бы ему смертной казнью. Даже в плену он оставался воином своего народа, требовал от себя большего. И здесь еще одна важная тайна преодоления ПТСРу: чтобы выжить, необходимо требовать от себя большего. И от жизни тоже!

Отец Андрей с Героем Украины, бойцом 79-й десантной бригады Валерием Чебінєєвим

Военные, которые возвращаются с войны, должны памя’тати, что у них просто изменились координаты их фронта. Будущее, мечта, цель всегда нуждаются воинов. И вместе можно сделать всегда больше. Поэтому, как важную составляющую воинской культуры следует лелеять чувство ответственности за собрата, братства, которое остается и после возвращения в мирную повседневность. И не только на уровне чувств, но и в реализации совместных проектов. У нас сегодня уже существуют успешные примеры таких проектов. Человеку необходимо всегда чувствовать свободу творить себя и свой мир.

-Для многих армия стала еще и возможностью заработать деньги.Это также своеобразная мотивация…

-Даже если кто и пришел, чтобы «заработать деньги», армия должна оставаться школой жизни. К этому нужно прилагать максимум усилий. Тогда, даже если человек и преследовала какие-то собственные цели, отсюда она выйдет воином, защитником и побратимом. Поэтому, как по мне, не имеет значения, за чем сюда приходят, значение имеет то, кем отсюда выходят.

Почему вам было важно пройти полосу препятствий вместе с морпехами? Что укажет для вас это испытание?

-Это интеграция в семью. Я хотел быть частью семьи. «Быть рядом» – это быть рядом во всех аспектах военной службы. Полосу препятствий формально не обязывают проходить всех. Но это традиционное требование, чтобы «быть настоящим». Следовательно, прохождение полосы препятствий, получение берета морского пехотинца, принесение клятвы – это те элементы, которые позволяют стать повноправни членом семьи в Морской пехоте. А капеллан в морской пехоте должен и сам быть морским пехотинцем. Неотъемлемая черта морской пехоты – быть там, где хуже всего; где другие, возможно, и смогли бы показать замечательные результаты, мы же должны оставаться до конца – всегда верными. Полоса препятствий – также тест на командную работу. Ее можно пройти только сообща, с заботой друг о друге. В этом ее ценностный элемент. А вот Клятва морского пехотинца – больше, чем текст. Здесь конкретными словами зафиксированы ценности воина. Во время их торжественного провозглашения рождается новая идентичность, новая личность в присутствии командира и боевых товарищей. Ты декларируешь в их присутствии, что становишься «отважным воином», «верным защитником Украины», «истинным собратом», и в основе твоей жизни теперь – честь, отвага и преданность как основополагающие ценностные ориентиры. Это должно быть начертано, как на камне, в сознании каждого морского пехотинца. Берет морского пехотинца становится красноречивым символом ценностей, которые превращают человека в настоящего воина.

Во время вручения берета морского пехотинца. Его Андрей Зелинский получил от командира батальона Вадима Сухаревского

-Насколько развивается институт капелланов в Украине и хватает их на фронте?

— По состоянию на сегодня на основе трудового договора в армии работают 70 капелланов. Мы можем говорить об обеспечении крупных подразделений уровня бригад, полков и отдельных батальонов капелланами. Но то, как капелланы осуществляют свою работу, очень разнится. Капелланство – это особый тип служения и оно требует соответствующей подготовки, опыта и жертвенности. Нам еще следует сформировать институт подготовки военных капелланов для согласования ценностных основ и методологии труда. Капелланство – это всегда служение. Служение тем, кто служит своему народу. Сегодня мы делаем лишь первые шаги. У нас впереди еще долгий путь.

-Капелланы должны владеть оружием?

-Согласно приказа МОУ, военным капелланам запрещено использовать оружие.

Молитва — это мое самое мощное оружие, а верные друзья – моя лучшая защита. Каждый день молюсь за мою бригаду, командование, личный состав.

Что самое трудное для вас лично на войне?

-На войне тяжелее всего терять.

Виолетта Киртока, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3081240 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ