Единственным условием прекращения своей голодовки Олег Сенцов назвал освобождение всех украинских политических заключенных, находящихся на территории Российской Федерации. По нашей информации, сегодня на территории России и в неподконтрольном Украине Крыма российской властью незаконно удерживается 71 гражданин Украины.
Это те граждане Украины, в отношении которых в украинских правозащитных организаций, которые занимаются этой темой, есть общее понимание относительно политического мотива преследования.
Ничего нереального в требованиях Олега нет. На самом деле предмет для переговоров с Кремлем — это взаимное освобождение так называемых узников Кремля и граждан России, задержанные или осужденные согласно украинскому законодательству в Украине, в основном в связи с международным вооруженным конфликтом. Хотя те, кого мы называем узники Кремля, преследуются различными следственными органами, по разным обвинениям, в рамках разных уголовных дел. Но все они объединены тем, что де-факто задержаны в рамках войны, которую Россия ведет против Украины. Пусть даже и вне непосредственной линии соприкосновения и за пределами Крыма. В конце концов, так же, как и граждане России. Далеко не все из них были задержаны именно в пределах зоны боевых действий.
В течение года Медийная инициатива за права человека пыталась собрать сведения относительно этих российских граждан. Это оказалось задачей не из простых: добиться списка лишенных свободы россиян, которые потенциально могут подпадать под такой обмен, от прокуратуры и СБУ невозможно, в ответ на запросы приходят отписки с непонятными цифрами, которые почему-то не сходятся.
Однако, с помощью мониторинга судебных заседаний нам удалось установить и частично изучить материалы дел более 20 граждан России, которых Украина потенциально может предлагать для взаимного освобождения. Большая часть этих людей даже была освобождена из-под стражи для «большого обмена» в конце декабря прошлого года. Однако в последний момент они были вычеркнуты из общего списка. Их вернули в следственных изоляторов и мест лишения свободы. Как потом нам сообщили источники в СБУ, эти люди подпадают под обмен в рамках «особого формата».
Позже с подачи Ирины Геращенко, представительницы Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы, стала звучать цифра 23. Именно столько граждан России выразила готовность передать РФ украинская сторона в обмен на украинских политзаключенных на ТКГ в Минске 4 апреля. «Теперь мы ожидаем реакции и ответа российской стороны на эти инициативы», — написала Геращенко на своей странице в Facebook.
Однако ответ россиян была ожидаема, учитывая хотя бы то, что российские дипломаты не проявляют особого интереса к судьбе тех, кто обвиняется украинской стороной в шпионаже и участии в боевых действиях на стороне пророссийских сил, и никогда не становятся на их защиту публично. Как написала сама Ирина Геращенко, после очередной встречи в Минске 30 мая, «позиция россиян феерическая: Россия — не участник конфликта, поэтому в Минске не может обсуждаться тема освобождения украинцев в российских тюрьмах и русских в украинских».
Понятно, что ответы относительно освобождения узников Кремля нужно искать не в Минске, а в Москве. И вот буквально на днях начали поступать первые неофициальные сигналы от Кремля из уст его придворных политологов и политиков.
1 июня в эфире русской редакции «Радио Свобода» доверенное лицо Владимира Путина Сергей Марков и первый заместитель председателя комитета госдумы по делам СНГ Константин Затулин, которые, как известно, выступают рупорами и трансляторами настроений Кремля, кардинально изменили риторику, вспомнив даже, что Сенцов, хоть и обвиняемый Россией в терроризме, на самом деле никого не убивал.
«Вообще говоря, идея обмена правильная, все-таки она дает возможность людям с разной стороны оказаться среди своих, одновременно в общем и целом увеличивать пространство свободы в мире, все-таки больше людей оказывается на свободе. Поэтому сама идея правильная», — сказал Сергей Марков.
Так кто же из россиян, задержанных или осужденных в Украине, ждет свой шанс «оказаться среди своих»? И кто из них может быть освобожденной, благодаря жертве, которую приносит Олег Сенцов ради оживления процесса обмена?
Медийная инициатива за права человека подготовила инфографику с короткими справками о тех гражданах РФ, задержаны или осуждены в Украине в контексте международного вооруженного конфликта.
А также мы попытались вкратце рассказать вам несколько историй тех россиян, которые потенциально могут войти в списки на обмен во время переговоров с российской стороной.
Игорь Кимаковский
15 февраля 2018 года, Покровск Донецкой области.
- Уважаемый суд! Подзащитный просит внести ходатайство, — внезапно перебивает размеренный ход заседания адвокат. Суд как раз закончил допрос свидетелей и планировал перейти к рассмотрению письменных доказательств. — Кимаковский плохо себя чувствует, говорит, что у него сердце.
- Серьезно, вот как-то так мне стало… — подтверждает обвиняемый, держась рукой за левый бок. Он сидит рядом с адвокатом, а не в «аквариуме». — Снова Пережил этот момент…
- Но у нас еще так много времени, — умоляющим тоном просит судья Красноармейского районного суда города Покровская Анастасия Клікунова. — Может, еще хотя бы полчасика?
Игорь Кимаковский. Фото: Ольга Решетилова
В течение двух лет судебные заседания по делу Игоря Кімаковського, задержанного украинскими пограничниками в селе Березовом Марьинского района Донецкой области еще в июле 2015-го, никак не могли начаться. Наконец 15 февраля 2018 года нам посчастливилось попасть на первое заседание по сути.
«Суд делает все возможное, чтобы ускорить рассмотрение, но есть обстоятельства, которые от нас не зависят», — комментировала МІПЛ председательствующая судья коллегии Клікунова еще 4 января, после того, как слушания в очередной раз не состоялись. Дело в том, что в течение всего этого времени в суд не явился адвокат Игоря Кімаковського Валентин Рыбин. Пока в декабре 2017 года подсудимый сам решил отказаться от услуг Рыбина. «Я хочу, чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки», — пояснил он, всем своим видом демонстрируя, что как никто заинтересован в судебном процессе.
Игорь Кимаковский — в прошлом преподаватель Санкт-Петербургского аграрного университета, в котором возглавлял Центр информационных технологий. Правда, сразу после задержания «профессор» исчез из списков ректората на сайте университета.
Как он сам утверждает, поехал на Донбасс с чисто гуманитарной миссией, как волонтер, помогать гражданскому населению. В Дебальцево Кимаковский устраивается «советником» самопровозглашенного мэра Александра Афендіктова. Обвинение же настаивает на том, что Кимаковский в качестве агента российских спецслужб собирал информацию о социально-экономическом положении на оккупированных территориях, а также о хищении гуманитарной помощи, завезенной туда из России.
Свидетели обвинения, двое украинских пограничников, которые задерживали Кімаковського, рассказывают: выехав на их блокпост в Березовом, где по стечению обстоятельств не было украинской символики, «волонтер» не сориентировался и предъявил им удостоверение «снайпера ДНР». Правда, по словам свидетелей, справка была выдана на имя Артема Сєргєєва, но вклеено фото принадлежало именно водителю остановленной машины с российскими номерами. Установить личность задержанного удалось уже во время обыска авто, где был найден паспорт гражданина РФ Кімаковського Игоря Владимировича с тем же фото, что и в виде снайпера. При себе Кимаковский имел пистолет Макарова.
Вместе с Кімаковським, который следовал из Дебальцево до Новоазовска и которого подвел навигатор, в машине ехала молодая женщина с трехлетним ребенком. Она — третий свидетель обвинения в деле. Правда, в суде заслушиваем только аудиозапись его показаний сразу после задержания. Приезжать сейчас на подконтрольную Украине территорию женщина отказывается. Из записи следует, что Кимаковский ехал в командировку в Новоазовский район и предложил ей с ребенком несколько дней отдохнуть у моря.
Именно после демонстрации этой записи в суде обвиняемому стало плохо, и он попросил прервать заседание. Правда, уже после того, как судьи покинули зал, охотно согласился с нами пообщаться.
Кимаковский с адвокатом. Судебное заседание 13 февраля 2018 года. Фото: Ольга Решетилова
Находясь в СИЗО, Кимаковский дважды объявлял голодовку. Первый раз это был протест против этапировании его из СИЗО Мариуполя до Бахмута, второй раз — «для привлечения внимания международных организаций к процессу обмена». Однако это вовсе не получило огласки ни в российских, ни в украинских или западных медиа.
Кимаковский долго рассказывает о том, что «вид снайпера» была липовая, что совершенно не надеется на объективность украинского правосудия, особенно после того, как сорвался его обмен в декабре 2017-го. И о том, что не имеет претензий к российским консулам, которые ни разу не посещали его в СИЗО. «Если бы я был официальным лицом Российской Федерации, состоял бы на службе каких-то силовых структур, то государство было бы обязано обратить на меня внимание и я бы этого требовал. А так, это была моя добрая воля, я сюда ехал как гражданское лицо, соответственно, у меня никаких претензий нет».
Уже когда его выведет конвой из зала заседаний, Кимаковский через плечо бросит: «Вы знаете, мне уже нечего терять. В 2016 году мой отец из-за всех этих событий вокруг меня покончил жизнь самоубийством. Так и нибудь запишите. Мой отец, в Одесской области».
Когда этот материал уже готовился к печати, Красноармейский суд уже в третий раз изменил меру пресечения Игорю Кімаковському. Сейчас он освобожден из-под стражи и, очевидно, снова ждет обмен.
Валерий Гратов
11 мая 2018 года, Павлоград Днепропетровской области.
Помощник судьи Павлоградского горрайонного суда Днепропетровской области, на минутку оторвавшись от бумаг, будничным тоном сообщает, что заседание по делу Валерия Гратова сегодня не будет.
- А адвокат его есть? — пытаюсь найти хоть какую-то пользу от поездки до Павлограда.
- Да, ищите в коридоре мужчину в белом пиджаке.
Фото: Ольга Решетилова
Мужчина в белом пиджаке и действительно топчется в узком коридоре суда. Это — Андрей Каркіщенко, одесский адвокат Валерия Гратова, того самого гражданина РФ, «полковника российских спецслужб» и «вторая Моторолы и Гиви», который в июле 2017 года пытался проехать через территорию Украины с непризнанной «приднестровской республики» по подложном паспорта гражданина Украины на имя Валерия Войтенко 1954 года рождения.
Хакерская сообщество «Украинский кіберальянс» тогда же опубликовала фото со взломанного почтового ящика Валерия Гратова на позывной Саныч, где он, весь в сомнительных орденах, позирует вместе с боевиками Гиви, Моторолой, Мозговым и Захарченко.
Фото «Украинского кіберальянсу» с сайта «Петр и Мазепа»
Как утверждают активисты «Украинского кіберальянсу», с 1989 года Гратов занимался охраной президента «приднестровской республики». В Приднестровье проживает и его семья. В декабре 2014 года Саныч уже пытался вернуться домой через Молдову, однако был задержан в аэропорту сотрудниками SIB и обвиняемый в наемничестве. Тогда якобы за Гратова вступилось посольство РФ в Молдове, его депортировали в Москву, откуда он снова отправился на Донбасс.
Фото «Украинского кіберальянсу» с сайта «Петр и Мазепа»
Вторая попытка попасть в Приднестровье стала для него еще более неудачной. Сейчас Валерий Гратов находится в СИЗО Днепропетровска, откуда и будет принимать участие в судебных заседаниях в режиме видеоконференции, в соответствии с соответствующим определением суда.
Обвинительный акт в отношении Гратова был передан в суд 12 января, а 30 января суд вернул его прокурору для устранения недостатков. 11 мая наконец должно произойти зачитывания обвинительного акта, однако судебное заседание по непонятным причинам было перенесено. Гратова обвиняют в создании террористической организации (ст. 258-3 УК украины) и подделке документов (ст. 358 УКУ).
- Нет там 258-й статьи! Да, был Гратов в Донецке, так что теперь, всех, кто там был, судит? — говорит Кіркіщенко. Он причисляет себя к тех адвокатов, которые считают, что публичность только вредит стороне защиты, особенно в таких деликатных делах, как дело Гратова.
Кіркіщенко уверен, что у обвинения недостаточно доказательств, чтобы доказать причастность Гратова до боевых действий в «ДНР». Говорит, что фото с известными боевиками ничего не значат и что Гратов, наоборот, критиковал Моторолу и Гиви, писал, что они сбежали из Донецка и покинули своих бойцов.
Однако не в пользу защиты свидетельствует вот этот документ со взломанной почты Гратова, где говорится о том, что он таки участвовал в боевых действиях.
Фото «Украинского кіберальянсу» с сайта «Петр и Мазепа»
Насколько известно, у стороны обвинения есть еще 4 свидетеля. По словам адвоката, один из этих свидетелей — лицо, осужденное за разбой, другой — участник программы СБУ «тебя ждут дома». Также якобы среди свидетелей есть отец, который видел, как Гратов принимал участие в награждении детей за участие в каком-то конкурсе на территории «ДНР».
До начала слушаний по существу — это все, что известно о материалах «полковника Валерия Гратова. Хотя, как утверждают хакеры, никакой он не полковник, а максимум сержант, который очень хотел быть генералом.
Фото «Украинского кіберальянсу» с сайта «Петр и Мазепа»
Лариса Чубарова
22 мая 2018 года, Харьков
Александр Шадрин, харьковский адвокат, защитник гражданки РФ Ларисы Чубарової получил ответ от Европейского суда по правам человека на свое обращение от 21 мая 2018 года. В соответствии с Правилом 39 Регламента Суда, Шадрин просил обеспечить свою подзащитную неотложным лечением через критическое состояние ее здоровья.
ЕСПЧ сообщал адвокату, что обратился к украинскому правительству с тем, чтобы тот предоставил Суду обновленную развернутую информацию о состоянии здоровья Чубарової. Из ответа, предоставленного правительством ЕСПЧ, известно, что осужденная действительно имеет серьезные проблемы с сердцем и проходит обследование в кардиологическом центре.
Лариса Чубарова, позывной Тереза — гражданка России, 25 лет жила в Харькове и имела вид на жительство в Украине. Задержанная СБУ 6 апреля 2015 года в том же Харькове, куда, по версии следствия, «прибыла для сбора разведданных». Обвиняемая в посягательстве на территориальную целостность (ст. 110 УК), участии в незаконных вооруженных формированиях (ст. 260 УК) и незаконном обращении с оружием (ст. 263).
Чубарова была активной участницей харьковского «Антимайдану», а потом поехала в оккупированный тогда Славянск. Суд, в частности, установил, что Чубарова вошла в незаконное вооруженное формирование под председательством Игоря Безлера, проводила допросы военнопленных и гражданских лиц, находившихся в плену боевиков. Кроме того, как утверждала на суде сторона обвинения, она была сотрудницей «МГБ ДНР», где подчинялась руководителю 1 управления Александру Камініну, участвовала в боевых действиях вместе с боевиками группировки «Восток». Тереза также координировала деятельность диверсионных групп на Харьковщине.
На судебном процессе по делу обвинение представило шокирующие показания азовця Максима Яроша, которому удалось освободиться из плена боевиков. Максим утверждал, что видел, как Тереза собственноручно убила двух пленных украинских военнослужащих.
29 июня прошлого года Киевский районный суд Харькова приговорил Ларису Чубарову до 11 лет лишения свободы с конфискацией всего имущества.
Очевидно, если говорить в контексте освобождения украинских политзаключенных, Чубарова, несмотря на состояние здоровья, должна была бы одной из первых подпадать под обмен. Однако у Александра Шадрина есть большие сомнения относительно такой возможности, поскольку российская власть «не спешит подтверждать гражданство Весы. Известно, что в российских компетентных органов обращались за таким подтверждением и родственники Чубарової, однако положительного результата не добились. «Складывается впечатление, что россиянам безразлична Чубарова», — констатирует адвокат.
Интересно, что по информации наших источников, которая совпадает с версией защитника, в апреле 2015 года Чубарову задерживали специально для обмена на удерживаемую тогда в российской тюрьме Надежду Савченко. Якобы специально для «раскрутки» Чубарової была организована специальная информационная кампания. И именно тогда из средств массовой информации страна узнала ужасную убийцу и палача Терезу.
Однако в июне 2015 года были задержаны российские военнослужащие Евгений Ерофеев и Александр Александров, которых российская сторона проявила гораздо больше интереса, чем к гражданки Чубарової за все время судебного процесса над ней.
***
«Мы все рассчитываем на обмен. Но я на это уже не надеюсь, я сужусь», — сказал после судебного заседания российский «волонтер» со снайперским удостоверением Игорь Кимаковский.
«Обмен — в этом деле лучший выход, — считает защитник Ларисы Чубарової Александр Шадрин. — Потому что в самом деле почти ничего нет, кроме противоречивых показаний Максима Яроша».
«Им всем говорят, что они первые на обмен — и Гратову, и Мефедову (фигурант «дела 2 мая». — А. Г. ). Время идет, а не меняют никого — ни первых, ни десятых», — с большой долей скепсиса отвечает адвокат Андрей Кіркіщенко на вопрос о вероятности обмена Валерия Гратова.
По горькой иронии судьбы, именно украинец Олег Сенцов, безосновательно осужден российским судом за терроризм, дал надежду на освобождение более двадцати гражданам России, которые так или иначе принимали участие в вооруженном конфликте на территории Украины. Вопрос лишь в том, нужны ли эти преданные идеям «русского мира» люди Кремлю?
Ольга Решетилова, Медийная инициатива за права человека
Источник: https://censor.net.ua/r3069898 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ