Русская артиллерия на Донбассе в руках прокси-войск

Артиллерия Вооруженных сил Украины летом 14-го стала тем огненным кулаком, который вытягивал на себе абсолютное большинство успешно проведенных наступательных операций. Прикрывала она и позиции ВСУ, которые находились в обороне на различных участках фронта.

Особенно это чувствовалось в пограничной полосе, где украинские войска находились под артиллерийскими ударами россиян и боевиков по обе стороны границы. Если в представлении человека, который более-менее интересуется боями на востоке Украины, вырисовывается картина, что в плане артиллерийского вооружения было в наших войсках (по 2-3 артиллерийские дивизионы на каждую механизированную бригаду с поправкой на ветер), то что было в противника – вопрос открытый. Ведь бои шли не только за контроль границы, но и далеко на север и на запад. И там аналогично наибольшие потери нашим войскам наносила артиллерия боевиков.

В этой статье будет проведен подсчет артиллерии сепаратистов в Донецкой и Луганской областях в период с июня до конца августа 14-го года. Анализ написанного ниже проведен с помощью OSINT исследования, которое ведется с 2016 года и в которое вносятся поправки и коррективы, ведь находится все новая и новая информация. Речь пойдет только о САУ, реактивную и ствольную артиллерию без учета минометных батарей.

АРТИЛЛЕРИЯ ПРОТИВНИКА В ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Парадоксально, на первый взгляд, но Донецкая область с ее медийным Славянском протяжении всего июня, когда начала поступать первая артиллерия, имела значительно меньше артиллерийских систем, чем Луганская. Но здесь все довольно просто – лишь небольшая часть Луганской области находилась под контролем противника. Там он и завозил технику и боеприпасы, и эту зону контроля нужно срочно расширять. Славянск, по моему мнению, служил очень хорошим фактором в плане положительного для противника оттягивание времени. Ведь россиянам нужно было собрать боевиков из числа местных жителей, завербовать граждан России и научить или напомнить им, как это быть частью артиллерийского подразделения. Поэтому целый июнь пошел только на руку русскому командованию. Если во второй декаде июня в Славянске было только две САУ 2С9 «Нона» с РФ, а на остальной территории «Донецкой республики» ни одной гаубицы, то уже в конце июня на территорию Луганской области в район Краснодона прибыли 6 гаубиц Д-30 для подразделения «Витязь» и 4 САУ 2С9 «Нона» для элитного формирования с узкопрофильным задачей «Ермак». В июле артиллерия противника выросла практически до своего максимума в летней кампании.

В Луганске был сформирован артиллерийский подразделение «Тайфун». В его составе было 8 систем залпового огня «Град». Один из таких «Градов» совершил обстрел Луганского аэропорта и Металлиста 5 июля 2014 года. Кроме того, в пункте дислокации батальона «Заря» находились и 6 гаубиц Д-30 и САУ 2С1. Последние имели номера от 1 до 4.

«Град» боевиков. Луганск, лето 14-го. Фотография из личного архива боевика

Нарастили свою группировку и подразделения противника, которые располагались в районе Краснодона и вели бои с подразделениями 72 и 51 ОМБр, ГНСУ и 79 Оаэмбр. В батальон «Витязь» в июле приехали еще две САУ 2С9 и 4 БМ-21 «Град». В Ровеньках в руках 2 казачьего батальона «ЛНВ» были 7 гаубиц Д-30. В том же июле для казаков, которые держали оборону в Алчевске и Первомайске, передали 3 гаубицы Д-30. В августе увеличение количества артиллерии в Луганской области не происходило. Существенным усилением стал батальон «Амур», что зашел на территорию Украины 17 августа и имел 4 гаубицы Д-30 и 4 «Ноны-К». Таким образом артиллерия боевиков на территории всей Луганской области по подразделениям насчитывала:

  • «Заря» (Луганск) — 6 гаубиц Д-30, 4 САУ 2С1;
  • «Тайфун» (Луганск) – 8 систем залпового огня «Град»;
  • «Витязь» (Краснодон) – 5 гаубиц Д-30 (было 6, но десантники 79 Оаэмбр уничтожили одну), 4 БМ-21, 2 САУ 2С9 «Нона»;
  • «Ермак» (район Краснодона) – 4 САУ 2С9 «Нона» (покинули территорию Украины 1 августа 2014 года);
  • 2-й казачий батальон (Ровеньки): 7 гаубиц Д-30 (3 были временные потерянные 21 июля и вернулись в состав батальона только в начале сентября);
  • формирование в районе Алчевска – 3 гаубицы Д-30;
  • «Амур» (17.08.14 – Ровеньки, с 20.08.14 – в районе Луганска) – 4 гаубицы Д-30 и 4 «Ноны-К».

Из имеющихся данных становится вполне понятно, что данного количества артиллерии на всю Луганскую область (по крайней мере ее север, так как пограничную полосу «прикрывала» российская артиллерия) не хватало и в ВС Украины была полная доминирования в артиллерии через что боевики практически не проводили наступательных операций, а ожидали прибытия российских БТГр со своей артиллерией. Возможно, что здесь указаны не все подразделения противника, которые имели ствольную, самоходную или реактивную артиллерию, но из известных мне данных – это, скорее всего, практически полностью отражает картину, которая сложилась на то время. Несколько иной ситуация была в Донецкой области.

«Грады» боевиков в Суходольске, июль 14-го. Фотография из личного архива боевика

АРТИЛЛЕРИЯ ПРОТИВНИКА В ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Попытка применить реактивную артиллерию 13 июня 2014 года в Донецкой области обернулась фиаско для боевиков и была вывезена в РФ вплоть до начала июля (учитывая вышеуказанные данные). Гіркіну удалось вывести из Сло’янська две российские САУ 2С9 «Нона» и кроме них по состоянию на 5 июля 2014 года во всей Донецкой области не было никакой артиллерии (по некоторым данным где-то в режиме кочевника находились 3 Д-30. Информация требует подтверждения). Довольно сложно сейчас найти точную дату, когда на территорию Украины для донецких формирований зашли первые «Грады» или гаубицы, но на видео из Луганска, датированном 13 июля, четко видно одну реактивную установку, которая едет в смешанной колонне техники для «Оплота» и «Востока».

БМ-21 для боевиков из «ДНР» в Луганске. Скриншот с видео

За весь июль россияне завезли на территорию Донецкой области даже больше артиллерии, чем в Луганске в июне и в июле вместе. Если говорить более детально, то картина такая:

  • «Оплот» — 6 САУ 2С1, 6 БМ-21, от 4 до 6 гаубиц Д-30;
  • «Восток» — 9 САУ 2С9 «Нона» (две батареи), 6 САУ 2С1, 6 БМ-21, 3 «Нона-К;
  • «Славянская бригада» — 2 САУ 2С9 «Нона», которые затем передали в «Сомали», а те имели уже 1 БМ-21;
  • «Кальмиус» — 6 САУ 2С1, 6 гаубиц Д-30, 2 «Нона-К»;
  • «Октава»: 6 БМ-21, 6 САУ 2С1;
  • «Лавина»: 3-4 БМ-21 (пробыли несколько дней на территории Украины. Вывели и завели снова 01.09.14).

Даже тот факт, что в донецких было больше артиллерии, чем в соседней «республике» не помогал им не терять территории и контроль над стратегически важными трассами для надлежащего функционирования военных формирований противника. ВС Украины было больше даже несмотря на то, что они регулярно находились под артиллерийским огнем русских. Боевики просто физически не могли справиться с Вооруженными силами Украины. Именно поэтому россияне заводили свои Г/БТГр на территорию Украины в 4 этапа, самый большой из них пришелся на 23-24 августа 2014 года.

Проведя подсчеты, получаем: ствольная и самоходная артиллерия боевиков «ЛНВ» летом 14-го – 35, реактивная – 12. Ствольная и самоходная артиллерия боевиков в «ДНР» летом 14-го – 56, реактивная – 22. Суммарное количество на обе «республики» — 125 единиц. По некоторым данным «Вагнер» в Луганской области кроме 82 мм минометов имел и гаубицы Д-30, но информация требует подтверждения. Как отмечалось выше, в расчет не брались минометы. Также не делался подсчет противотанковых 100 мм пушек БС-3, которых у противника было достаточно много. Согласно моих подсчетов их количество насчитывало 15-20 единиц на обе области. Аналогичная ситуация и с установками «Град-П» (одиночная 122-мм ракета от «Града»).

Вывод: безусловно, артиллерии в украинской армии было значительно больше и она была более мощной. Не копая глубже очень легко манипулировать данным утверждением и освещать поражения ВСУ летом 14-го (без сомнений, что летняя кампания была проиграна) в таком свете, что боевики своими малыми силами «стали на защиту родной земли против украинского агрессора» и якобы нанесли ему невосполнимые потери. Здесь нужно понимать следующее – ВСУ были ограничены боеприпасами, спектром применения, дисциплиной и довольно часто импотенцией украинского командования. Если же говорить о противнике и его артиллерийские обстрелы наших группировок на границе с РФ (это не упоминая даже саму Россию и обстрелы с ее территории), то ярким примером служат бои за населенный пункт Кожевня, где уже во второй декаде июля 14-го практически отсутствовали боеприпасы для артиллерийских систем у наших бойцов, зато боевики и россияне регулярно вели обстрел наших позиций и даже населенных пунктов. С лица земли был стерт населенный пункт Степановка (дело рук российской артиллерии). Аналогичная судьба ждала и упомянутую Кожевню, которую разнесла артиллерия боевиков возглавляемая российскими кадровыми военными (в запасе, в отставке или отправлены в командировку). Такая вседозволенность в плане практически безграничного количества боеприпасов и зеленого света на уничтожение целых населенных пунктов очевидно приносила свои позитивные результаты для противника.

Цитата Захарченко о том, как они «сожгли» Кожевню — здесь.

 Дмитрий Путята, для Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r3164571 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ