Селитра в порту «Южный» может привести к новому Бейруту?

В порту Южный под открытым небом хранится "тройной запас" такой же селитры, которая на днях вызвала катастрофу в Бейруте. Есть ли опасность? В чем схожесть и в чем разница с условиями хранения в Ливане?

После случившегося в Ливане Кабинет Министров дал поручение провести проверки условий хранения аммиачной селитры в Украине. Однако результаты проверки будут обнародованы лишь 15 сентября, тогда как некоторые нарушения видно невооруженным глазом.

В самом большом порту Украины селитра хранится без соответствия мировым стандартам, так как она подвержена изменениям температурных режимов, утверждают СМИ. Кроме того, рядом с этим складом выгружают другие взрывоопасные вещества. Официальная же позиция Администрации морских портов и ряда экспертов – нарушений закона при хранении селитры в данном порту нет.

РИСКИ: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И 10 ТЫСЯЧ ТОНН СЕЛИТРЫ ПОД ОДЕССОЙ

Катастрофических масштабов взрыв, который 5 августа произошел в порту Бейрута, напомнил всему миру о технике безопасности труда, которая нередко игнорируется даже в развитых странах.

В частности, 6 августа в СМИ появилась информация о лежащей прямо на причалах самого большого порта в Украине – Южного – огромной партии той самой селитры.

В Ливанском порту к беде привели 2 700 тонн селитры, упакованной в так называемые «биг-бэги» (мягкие контейнеры, применимые для транспортировки сыпучих и жидких материалов) и несколько лет пролежавшей на складе. В Южном же, по утверждению разных блогеров и СМИ, складировано почти 10 тысяч тонн этого вещества.

К слову, селитра эта лежит буквально в 10 метрах от места, где в начале июля президент Владимир Зеленский встречался с представителями морской отрасли.

Вечером в четверг, 7 августа, Южненский филиал Администрации морских портов Украины на своей странице в Фейсбуке опубликовал опровержение заявлениям в СМИ о том, что селитра в порту хранится с абсолютными нарушениями норм безопасности.

Ведомство подтвердило, что речь идет о 9,6 т на двух причалах. Однако хранение в биг-бэгах является гарантией безопасности, заявляют там. Также, как подчеркивается в заявлении, опасность может представлять только перегрузка аммиачной селитры навалом, однако она в порту «Южный» не применяется и никогда не применялась.

К слову, в ответе упоминались случаи приписывания руководству филиала АМП комментариев, которые он не давал.

Но, по сути, опровержение Администрации усиливает поводы для беспокойства, так как подтверждает что лежит селитра на причалах 1-2, то есть в непосредственной близости к Одесскому припортовому заводу. Во-вторых, селитра в Южном упакована в те же биг-бэги, в каких она была в Бейруте. Мягкие мешки – обычная упаковка для селитры, однако безопасной она является при соблюдении техники безопасности, особенно температурного режима. Рекордная жара, стоящая в августе, заставляет задуматься.

АМПУ утверждает, что все безопасно. Но перспектива как минимум втрое более мощного взрыва, чем в Бейруте, все же мотивирует к более обоснованным подтверждениям. Близость ОПЗ, на котором перегружают аммиак, стабильно держащаяся жара, — это дает крепкие основания сильно волноваться за Одессу. Вопрос вызывает и уровень противопожарной безопасности в порту.

Дело в том, что совсем недавно в порт пришел противопожарный буксир «Витязь», о котором также много писали в СМИ. По информации источников в порту, которые представили журналисты, «Витязь» якобы прибыл в порт по заявке от компании «Аксон Шиппинг», непосредственно аффилированной с бывшим руководителем ОПЗ Сергеем Назаренко. По документам, задача буксира – обслуживание газовозов и обеспечение пожарной безопасности. Такую работу могут выполнять только суда с мощностью от 3 800 лошадиных сил, у «Витязя» их 2 500. Буксир не оснащен пожарной техникой, экипаж не обучен специальным мерам поведения в экстренных ситуациях.

Мы обратились с запросом в Южный филиал АМП с просьбой пояснить, как обстоят в данном порту дела с пожарной безопасностью.

Итак, каковы условия хранения селитры в порту «Южный» на сегодняшний день. Факт №1 – огромное количество белых мешков действительно лежит на причалах Южного. Факт №2 – мешки находятся под открытым небом, они никак не защищены от солнца или влаги. Факт №3 – импровизированный склад находится под галерей, по которой регулярно идет карбамид – также взрывоопасное вещество. И №4 – на расстоянии нескольких десятков метров расположены железнодорожные пути Одесского припортового завода.

Это – безопасно, утверждает Южненский филиал АМП, возглавляемый Максимом Широковым.

Поднявшаяся в СМИ волна утверждает, что это преступная халатность, которая при стечении обстоятельств может обернуться трагедией для порта, города Южный, близлежащих сел, а также и для всей Одессы.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?

Правила по безопасному складированию аммиачной селитры, утвержденные еще в 1972 году Министерством сельского хозяйства СССР и не менявшиеся с тех пор, также гласят, что: «Аммиачная селитра должна храниться в самостоятельных, не ниже II степени огнестойкости бесчердачных одноэтажных зданиях. В порядке исключения в колхозах и совхозах допускается хранение селитры в общем складе минеральных удобрений при условии, что помещение (отсек) для хранения аммиачной селитры будет размещаться у торцовой стены и отделяться от остальной части склада глухой противопожарной стеной, причем все здание склада должно быть не ниже II степени огнестойкости».

За дополнительными разъяснениями мы обратились к эксперту юристу Евгению Сукачеву. Он подтвердил, что селитра как по мировым, так и по украинским ГОСТам должна храниться только на закрытых складах, в котором присутствует возможность удерживать необходимую температуру: «Безусловно, такой груз должен храниться только в закрытых складских помещениях, со строгим соблюдением температурного режима. А этим вопросом должно заниматься руководство порта или владельцы склада. И на них же лежит ответственность за храниение или перемещение данных грузов», — заявил он.

В нашем же случае, судя по опубликованных в прессе фото и видео, селитра хранится при постоянных колебаниях температуры , на  солнце, под дождем, она не укрыта под навесами.

Согласно приказу Министерства юстиции от 2009 года «Об утверждении правил охраны труда при переработке и хранении аммиачной селитры»: «7.1.1. Склады (складские комплексы) для хранения аммиачной селитры должны быть построены по типичным проектам». При этом запрещено хранение селитры россыпью.

В разделе 6 этого же приказа есть целый перечень условий, при которых аммиачная селитра может воспламениться или взорваться. Так, п. 6.1.7 гласит о том, что селитра на открытых площадках «не способна взрываться, а может только гореть. Во время длительного хранения в результате перекристаллизации продукта и разрушения гранул чувствительность аммиачной селитры ко взрыву повышается». То есть, нас в данном контексте должна интересовать температурная безопасность и срок хранения селитры.

П. 6.1.2 указывает на то, что данное вещество воспламеняется при температуре 210° C – явно это возможно только при уже возникшем пожаре. А как раз при пожаре возможна детонация селитры и взрыв.

6.1.5. Аммиачной селитре присуща способность взрываться под влиянием сильных ударов, в том числе ударов взрывной волны, а также детонировать в результате воздействия высокой температуры, например, в условиях пожара.

6.1.6. Аммиачная селитра и ее смеси подвержены термическому разложению. Под действием детонаторов аммиачная селитра взрывается при более низких температурах, ее взрывчатость увеличивается при наличии различных примесей.

Опять-таки, видим два главных фактора – время хранения и обеспечение пожарной безопасности.

ПРОБЛЕМА НЕ В СЕЛИТРЕ?

Эксперт Александр Захаров сообщил, что в «Южном» боксы с селитрой находятся по месяцу, однако необходимо проверить, насколько они обработаны от детонации:

«На мешках, якобы, маркировка, что обработана против детонации и от слеживания. Это надо проверять. Хранится всего чуть более месяца, всего ок. 10000 тн, в сутки вывозится до 500 тонн. Автотранспортом», — написал он.

То есть, в порту «Южный» ситуация в среднем в пределах нормы, и риски там не выше и не меньше, чем в Бейруте или любой нефтебазе. Выход – переносить склады подальше от городов и густонаселенных районов:

«В любой момент может бахнуть! Бахает в самых развитых странах и не очень. Чтобы быть на 100% уверенным в том, что город не пострадает, опасные производства осознанно выносят из центров городов, вообще из городов… Дорого? В Бейруте тоже деньги считали… А-ля Чернобыль или Бейрут надо отодвигать от одесситов. Принудительно. Только в этом, именно в этом основа отсутствия проблем для горожан».

Вадим Сиротюк

Источник: https://censor.net.ua/r3213610 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ