28 июня на День Конституции наконец стало известно, каким будет будущий Музей Майдана . Здание музея авторства берлинских архитекторов Яна Кляйхуса и Йоханеса Кресснера составит составляющую единого комплекса — вместе с Мемориалом памяти Героев Небесной Сотни.
Проект-победитель мемориала был объявлен в феврале. Тогда жюри предоставило право реализовать свой проект украинским архітекторкам Ирине Волынец из Львова и Мария Процик из Роттердама.
Сейчас, видя весь комплекс, можем отбросить опасения, что из-за погони за политическими дивидендами на месте победы майдановцев установят псевдорадянський монумент или сооружения сомнительной художественной ценности.
Собственно, политики и архитекторы заявляют, что и сам конкурс стал беспрецедентным событием для Украины. Цензор.НЕТ с осторожным оптимизмом склонен согласиться. А также попытался представить, каким будет будущий комплекс, пообщался с его автором и выяснил, на каком этапе находится его реализация.
КОНКУРС: ПОЛНАЯ АНОНИМНОСТЬ
На Аллее над Майданом Независимости давно красуются яркие таблички. Надпись «Национальный мемориальный комплекс Героев Небесной Сотни – Музей Революции Достоинства» явно свидетельствует, что на месте, где погибло большинство майдановцев, будет территория памяти в их честь. Сам музей, основанный в 2015 году, активно действует, постоянно собирает и упорядочивает коллекцию. В этом году штат учреждения наконец переехал во временное помещение на территории Киево-Печерского заповедника, однако для сохранения коллекции места нет — все артефакты разбросаны по другим музеям.
Фото: kiev.informator.ua.
Организационный комитет конкурса начал работу в апреле 2017. В октябре был объявлен сам конкурс. На право его организации был проведен тендер, который выиграло бюро по организации международных архитектурных конкурсов phase eins.
В конкурсе принимало участие 12 проектов, из них до финала выбрали 6. Их авторы должны учесть замечания жюри, которых в ряде случаев было столько, что проекты менялись коренным образом.
Международное жюри насчитывало 11 членов с правом голоса. Также в обсуждении принимали участие консультанты, министр культуры Евгений Нищук, директор музея Игорь Пошивайло и члены семей Небесной сотни.
Жюри оценивало все проекты анонимно. На этом отметил организатор конкурса, директор phase eins Бенджамин Хоссбах, добавив, что члены жюри не знали не только имен авторов проектов, а даже страны, из которых представлен тот или иной проект. Кроме концепта и символизма оценивали все технические детали (материалы, проектирование внутри, удобство подъездов и подходов к музею).
«Я рад, что мы соблюли всех процедур и всех дат», — заявил министр культуры, подчеркнув, что впервые в Украине состоялся конкурс на строительство сооружения такого веса с соблюдением прозрачной процедуры и честного конкурса от начала до конца.
Главный архитектор Киева Александр Свистунов отметил: «Сегодня впервые в истории состоялся конкурс такого уровня – совершенно чистый, прозрачный. Этим можно гордиться. Это начало новой эры конкурсов в нашем государстве».
МУЗЕЙ: СВЕТ, ВЫСОТА И ДОБЛЕСТЬ
Итак, проект-победитель — «Штурм холма» немецкого архитектурного бюро «Kleihues Gesellschaft von Architekten mbH». Архитекторы профессор Ян Кляйхус и Йоханнес Кресснер имеют мировое имя. В их портфолио воплощенных проектов общественных сооружений являются, в частности, Музей современного искусства в Чикаго. Национальный музей в Осло также строится по концепту Кляйхуса и Кресснера и должен быть сдан в 2020 году.
Концепция и название проекта символизирует оборону Майдана на холмах Институтской. Здесь майдановцы держали оборону, в частности в ночь попытки разгона Майдана, и здесь погибло больше Героев.
Доктор Кляйхус объяснил желание принять участие в конкурсе: «Сам факт того, что конкурс состоялся, свидетельствует о том, что украинцы открыты к миру. Суть проекта Музея Революции Достоинства одновременно касается и прошлого, и будущего. Мы с Йоханесом были свидетелями событий, когда существовали Восточный и Западный Берлин. И наверное, если бы не было революции, мы не имели бы той жизни, которую имеем сегодня. Поэтому мы отнеслись к процессу разработки проекта вашей революции с большим вниманием, пропустив это сквозь личный опыт».
В свою очередь Кресснер признался, что получили большой пакет документов в рамках требований конкурса, которые позволяли иметь всю необходимую информацию о быте и атмосферу Майдана.
«Кроме того, ежедневно видели, что происходит на Майдане по телевидению, — добавил он. — Немецкое телевидение освещало личные впечатления известных личностей, таких как Владимир Кличко. Думаю, что это позволило многим людям в Германии понять, что творится в Украине. Поэтому этот опыт был в наших головах. А когда начался конкурс, мы смотрели документальные фильмы».
Концептуальное сочетание музея и мемориала заключается в отражении ниш на Аллее Героев Небесной Сотни, в которых будут содержать стихийные памятники в честь погибших героев. Кроме того, здание музея станет продолжением Аллеи памяти – из нее можно будет зайти непосредственно на пандус и крышу музея, где будет располагаться главный вход, откуда откроется панорама всего Майдана. На крыше также будет ресторан (что привычно для современных музеев). Таким образом, в будущем, когда здесь будут проходить дискуссии, посетители будут иметь возможность видеть весь маршрут Героев.
Жюри отметило два главных момента. Во-первых, символизм. Второе – сочетание с классической европейской архитектурой.
«Таким образом мы имеем современную интерпретацию, лаконичный и элегантный отсыл к традициям, но на языке современности», — пояснил председатель жюри профессор Матиус Зауэрбрух.
Большую часть здания музея будут занимать выставочные залы. Отдельно будут административная часть, зона с исследовательским центром, детский музей, мастерские и хранилище для экспозиции. Также будет так называемый Дом Свободы – большой общественный пространство. На представленных макетах четко видно установленную «елку», учет высоты которой было одним из требований конкурса.
Музей будет содержать наземную и подземную части, однако, по словам архитекторов, четкого разделения между ними нет. Посетитель попадает в музей сверху и дальше будет опускаться нижними уровнями.
Второе место – проект украинских архитекторов Антона Олейника и Алексея Пахомова из Киева. За символическую основу они выбрали камень – брусчатку с Майдана. По их проекту сооружение должно напоминать камень брусчатки. Жюри отметило смелость проекта. Так, одна из башен должна отражать условия некомфорту, в которых боролись майдановцы, однако это не помешало им стояи до конца. Температура в башне должна была постоянно быть на уровне 10 градусов по Цельсию. Однако эксперты поставили под сомнение отдельные детали планирования, а также сочетание большого сооружения с достаточно лаконичным мемориалом.
Третьей премией отметили проект парижанки Лины Готме. Она предложила идею музея-горы, в который плавно переходит Аллея памяти. Это перекликается с проектом-победителем. Жюри отметило экспрессию и внимание к деталям, однако критиковало полное отсутствие символизма, связанного с Майданом. Кроме того, вопросы вызвал ресторан. Как и в проекте немецких архитекторов он будет находиться на крыше, однако в отличие от «Штурма холма» никоим образом не будет совмещен с главным входом, а значит, с Аллеей.
Новые интерпретации проекта возникали прямо во время объявления победителя. Евгений Нищук увидел в здании украинский Акрополь и обратил внимание на метафору штурма высоты.
«Есть важный момент, который касается углов по бокам. Это то, что перегукуватиметься с мемориальной частью, которая будет внизу. Это лава ребят, которые держали первую линию, когда защищались от «Беркута». Это лава, которая дала нам возможность сохранить городок свободы».
«Для нас это удивительное сравнение. Но мы рады, что такая ассоциация возникла. Основная идея, которую мы вкладывали: гость проходит путь, поднимаясь с Майдана по Аллее Небесной Сотни к пандусу музея, попадает на крышу музея и этим же путем он направляется к главному входу и попадает в основное среду, будто действительно берет эту высоту. И оттуда видит весь Майдан», — признался Кляйхус.
Члены семей героев Небесной сотни, присутствовавшие на презентации, отметили большое количество света в музее.
«Это светлое помещение, светлое здание. Это свет, который наши ребята шли завоевывать в будущее. И они посылают нам свет», — сказала вдова погибшего героя Тамары Швец.
Ожидаемо, что в условиях войны с Россией концепт чествования памяти погибших на Майдане распространяют на более поздних героев.
«Это дань тем Героям, которые погибли за свободу во время Революции Достоинства. Тем, которые гибнут сейчас на Востоке страны. Тем, которые борются до последнего в кремлевских застенках», — заявил Нищук, напомнив о требовании освобождения всех украинских политзаключенных.
МЕМОРИАЛ: КРУТОЙ ПУТЬ К СВОБОДЕ
На первом этапе конкурса в феврале было объявлено, каким будет Мемориал. На международный конкурс было подано 9 проектов, все они были анонимно оценены экспертным жюри. Победу одержал проект архитектурного бюро MI-studio — Ирина Волынец (Львов, Украина), Мария Процик (Роттердам, Нидерланды).
Они предложили лаконичный проект, который предусматривает создание зоны памяти на месте, где происходили судьбоносные события — вблизи Майдана Независимости. Там будут перечислены имена погибших героев. Ареал скорби плавно переходящий вверх через липовую аллею в парк как символ движения вперед и развития. По словам авторов, Мемориальный комплекс является криволинейным путем, который отражает «нелегкий путь борьбы украинского народа за свободу».
Аполитичность и человеческое измерение проекта отметило жюри: «Жюри высоко оценило проект за его простоту и поэтическую рефлексию относительно драматических событий. Парк формирует позитивную и мирную атмосферу и отражает вмешательство в масштабах человека. Он предлагает пространство для созерцания и почитания, что останется актуальным также для будущих поколений».
Вместе с тем жюри отметило, что на окончательном этапе отбора следует учитывать цвет цветения лип и дискутировать, стоит ли ограничивать количество деревьев (соответственно количеству погибших, которых относят к Небесной сотни).
Соавтор проекта Ирина Волынец в мини-интервью рассказала, что сегодня архітекторки приобщены к работам по воплощению своей разработки в жизнь.
— Ваша концепция Мемориала — кривая аллея со 107 лип, которые должны символизировать тернистый путь Украины, стена памяти. Расскажите подробнее пытались ли вы учесть особенности ландшафта и привязку конкретных мест или предметов до событий?
— Наша концепция полностью построена на особенностях территории. Мы сразу решили, что склоны имеют характерную особенность, поэтому для нас они стали склонами памяти. Для нас символичным был мост над аллеей Героев Небесной Сотни, который в нашем понимании стал условным маркером нового пространства. Именно поэтому, аллея начинается после моста. Еще одной привязкой к месту является то, что мы сохраняем существующую часовню.
— После объявления победителей, общались ли вы с членами жюри? Если так, то что они вам говорили?
— Мы общались с организаторами конкурса на одной из публичных презентаций в Доме архитектора. Председатель жюри профессор Матиас Зауэрбрух после презентации сказал, что он в очередной раз убедился, что жюри сделали правильный выбор. На презентации во Львове присутствовала Элейн Ґуріан, которая делилась спецификой оценки проектов. Меня поразил сложный процесс экспертной оценки кандидатов. Также Элейн рассказала, что когда открыли декларации авторства и увидели, что победу одержали архітекторки-украинки, жюри начало аплодировать и кое-кто не мог сдержать слезы радости.
— Быть автором такого проекта – это большая честь. Возможно, есть уже отзывы от коллег?
— Быть автором такого проекта также большая ответственность, особенно на этапе реализации. Мы хотим, чтобы проект был максимально реализован в соответствии с нашей концепции, с которой мы победили в конкурсе. Архитекторам из Голландии, коллегам Марии, очень понравился наш проект. Я представила его в Университете Орегона, США. Студенты и преподаватели были поражены тем, как мы, как архитекторы, отвечаем на недавние события исторического значения, а также храним память Героев Небесной Сотни. Коллеги с Украины поддерживают наш проект.
— Как идут работы по созданию Мемориала? Есть ли генподрядчик? Или долучатимуть вас как авторов к процессу?
— Мы продолжаем проектные работы над мемориалом. Мы, как авторы проекта, приобщены к значительного количества процессов, в частности тех, которые касаются проектирования. Генподрядчик на строительные работы будет определен в соответствии с тендера, который будет объявлен после прохождения экспертизы проектно-сметной документации.
— Сколько будет стоить проект, нет проблем с выделением средств?
— Мы пока не знаем окончательной стоимости проекта, но эта информация обязательно будет в публичном доступе. Средства на все проектные и строительные работы будут выделяться в соответствии с распоряжением правительства.
— Почему аллею формировать липы? Есть определенный символизм ли это дерево выбрано с точки зрения эстетики?
— Липа – одно из пяти характерных украинских деревьев (каштан, акация). Для нас было важно, чтобы деревья, которые мы выбрали для аллеи, цвели белым цветом. Впоследствии мы узнали, что эта территория называлась Липки. Название произошло от липовой рощи, высаженного в конце 1830-х годов. Аллея была уничтожена, но название местности осталось.
— Расскажите о своем сотрудничестве. Насколько я знаю, вы учились вместе и потом основали собственное бюро. Какие достижения уже есть? Или считаете, что уже имеете собственный стиль?
— Мы учились с Марией в Львовской политехнике и вместе работали еще со студенческих лет. Сразу после завершения обучения Мария поехала на стажировку в West8, потом осталась работать в Голландии. Я начала самостоятельную работу в Львове, с помощью моего отца-инженера. У нас общие предпочтения в архитектуре и ландшафтном дизайне, поэтому мы легко понимаем друг друга. Я занимаюсь исследованием лендформної архитектуры, в частности проводила исследования в Штатах и проектировала здания в таком стиле в Норвегии. Поэтому нам близка тема сочетания ландшафта и архитектуры.
— Над какими проектами, кроме Мемориала, сейчас работаете?
— Мария продолжает работать в ландшафтной компании в Роттердаме, а мой все время занимает Мемориал, поэтому сложно заниматься еще другими проектами.
ФИНАНСИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Перспективы и скорость реализации можем оценить за тем, как ведутся работы над проектом Мемориала. Сейчас почти завершен процесс землеотвода (комплекс будет размещаться на трех земельных участках). Следовательно, заказчик работ – Музей со дня на день наконец сможет давать заявку на исходные данные по инженерным сетям. Следующий этап – поиск проектировщика, хотя, по словам директора Музея Игоря Пошивайло, такие переговоры уже ведутся.
Однако он подчеркивает, что отбор победителей и начальный этап еще не означает успеха:
«Хотелось бы, чтобы этот проект был не только об открытии эры успешных конкурсов. Хотелось бы, чтобы эта эра совпала с эрой имплементации победителей конкурсов. Хотелось бы, чтобы проект не стал заложником сложной социально-экономической ситуации. А потому его судьба проекта зависит от каждого из нас».
С финансированием работы музея действительно были проблемы. В частности, очень не хватало средств на проведение мероприятий. По словам Пошивайло, бюджеты формируются заранее. Еще в 2015 году, до создания музея, заложили небольшую сумму. Но как правило, это фиксированная цифра затем кочует в последующие бюджеты. Однако уже исчезли бюрократические преграды к расширению штата. Недавно Кабинет министров разрешил увеличить число работников музея. Ранее в соответствии с 710 постановления Кабмина он не мог этого сделать. Сегодня финансирование музейной деятельности достаточное. Однако пока нет помещения для экспозиции.
Вторая часть финансирования – это собственно проектирование и строительство мемориала, а также на будущее возведение здания музея. На это правительство выделило 200 миллионов, хотя точная стоимость работ пока неизвестна. Сумма условна и выделялась не только на сооружение мемориала, но и музея.
«Я думаю, что средств хватит, ибо сам проект (меморілу — ред.) не является сложным для воплощения, — считает директор. — Но видимо, надо будет полностью менять инженерные сети. В этом самая большая сложность. Есть важные вопросы, которые уже решаются. Это практические вещи — относительно ширины самой аллее. Понятно, что реализация ложится на наши плечи. Сейчас мы все протоколюємо, проводим массу консультаций. То есть для нас как для заказчика сейчас самый сложный период».
Для уверенности в том, что проекты будут реализованы своевременно и качественно сформирован список стейкхолдеров – заинтересованных сторон — начиная от Верховной Рады, КГГА, Администрации Президента и Кабинета министров. Кроме того, администрация музея призывает всю общественность следить за ходом строительства.
Ольга Скороход, «Цензор. НЕТ»
Источник: https://censor.net.ua/r3074000 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ