Гильзы в разрезе, поддельные документы, анализ осколков из ран: Как новейшая техника поможет криминалистам расследовать «дела Майдана»

В стенах Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз анализируется доказательная база для всех громких расследований. Здесь будут проводиться экспертизы не только по "делам Майдана", но также по иловайским событиям, выходу из Дебальцева, многим коррупционным скандалам, по тяжким, особо тяжким и резонансным преступлениям.

Ранее Цензор.НЕТ сообщал о грандиозном приобретении КНИИСЭ – новейшей модели оптического цифрового микроскопа для проведения экспертизы оружия, применяемого на Майдане. Однако в 2017 году за бюджетные средства для Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз был закуплен ряд других новейших приборов, позволяющих дать ответ на самые дотошные вопросы следствия.

В КНИИСЭ гордятся своей историей, которую ведут с 1913 года. Конечно, с тех пор криминалистика значительно шагнула вперед, и киевские эксперты использовали новые методы. До недавнего времени они оставались на уровне… 70-х годов.

Здесь не скрывают, что обновления техники очень ждали. Теперь эксперт может за считанные минуты сделать то, на что ранее мог уйти месяц. При этом полностью отбрасывается субъективный фактор, так как весь анализ выполняется автоматически. А значит – потенциально нивелируется возможная судебная чехарда, вызванная недоверием к экспертизе.

Далее о том, как киевские криминалисты наконец шагнули в ХХI век, как действуют приборы и чего нам ждать в будущем.

Оптический цифровой микроскоп VisionX (производство швейцарско-канадской фирмы Projectina AG) в комплекте с программным обеспечением появился в Институте полгода назад. Приобретен в соответствии с решением Кабинета министров по заявлению адвокатов семей Небесной сотни – чтобы улучшить качество и ускорить процесс проведения экспертиз по событиям на Майдане. Государство для приобретения прибора выделило 5,8 миллионов гривен.

Специалисты утверждают, что первоочередность принадлежит расследованиям по Майдану. Но микроскоп обеспечивает проведение баллистических и трасологических анализов в массе дел.

Эксперт КНИИСЭ Игорь Самойленко объясняет механизм работы. В комплекте – насадки для фиксации гильз и пуль разных калибров. Объект крепится, исследуется со всех сторон, в зависимости от того, какие следы необходимо найти. Следы от ударника, от окна затвора, магазина, патронника, зацепа выбрасывателя, чашки затвора… С помощью аппарата эксперт может определить все эти следы за считанные минуты с высокой точностью.

Первоначально по следам на гильзе определяется марка оружия. Самый простой пример – патроны 72×39 для АК, которые также используются в самозарядных карабинах Симонова. Но есть один нюанс, по которому можно отличить, из какого из этих двух оружий был выпущен патрон. След от окна рамки в АК и карабине Симонова отражается по-разному. Так, можно определить, что стреляли из серии автоматов Калашникова или из карабинов охотничьих модификаций. Далее при наличии экспериментальной гильзы, ее сравнивают уже с образцом конкретного автомата. То есть, можно сказать не только из какого типа оружия стреляли, но и подтвердить, что стреляли из конкретного автомата или винтовки.  Далее – под каким углом и из какой позиции. Возможно также проследить траекторию пули.

Судебные экспертизы пуль, гильз и оружия являются ключевыми в расследовании расстрелов на Майдане. Уже первые данные, полученные в ходе анализа изъятых пуль и гильз, вызвали бурную реакцию адвокатов «беркутовцев». VisionX смог определить и вид оружия, и конкретный экземпляр, угол наклона полей нарезов. Касательно ружей, стрелявших резиновыми пулями, также можно провести аналогичную экспертизу.

И самое главное – аргумент о некорректности экспертизы из-за человеческого фактора больше не пройдет. Все расчеты и сравнения на аппарате проводятся автоматически с огромнейшей точностью.

Сенсорная панель дублируется на экране компьютера. Данные с микроскопа также визуализируются на экране (максимально возможное увеличение в масштабе – в 243 раза). Программное обеспечение позволяет сравнить между собой фотографии разных фрагментов поверхности объекта или поверхности разных объектов. Кроме того, функции микроскопа позволяют делать послойно снимки гильзы, пули и т.д.  Таким образом можно анализировать каждый слой объекта, делать наложения разных слоев, создавая 3D-модель объекта. В процессе можно делать замеры вплоть до доли миллиметра.


Еще недавно этот процесс занимал гораздо больше времени. Микроскоп, на котором подобные исследования проводились раньше, изготовлен в 1971 году. Первоначально он был рассчитан под фотопластины, затем к нему подключили цифровую камеру, но, понятное дело, эффект был вовсе не тот. К тому же существовала погрешность в выставлении плоскости объектов при сравнении. Повторюсь, новый прибор делает это автоматически.

Все показания прибора оформляются соответствующим образом и в виде иллюстраций предоставляются на запрос суда. В Институте уже создают собственную базу данных, полученных благодаря VisionX.

Увеличение в 52 раза. Следы от нарезов.

Остальные приборы были закуплены отдельно за счет бюджетного финансирования, на каждый из них в отдельности провели тендер через систему ProZorro.

Видеоспектральный компаратор Foster+Freeman (Великобритания), модификация VSC8000 вместе с ридером, считывающим чипы. Прибор анализирует бумажные улики – от обычных листов до денег и паспортов.

Заведующий отдела технического исследования документов Виктория Куликовская не скрывает, что специалисты давно мечтали о компараторе больших размеров. Ранее имелся маленький с ограниченными возможностями. Если один листок можно изловчиться поместить в маленький прибор, то тома судебных дел – нет.

Именно на этом аппарате проводилась экспертиза документов и их фрагментов, изъятых по горячим следам после Майдана. Мне соглашаются раскрыть только один пример. По теме Майдана приходило два документа, изданных якобы разными органами. Стояла задача узнать, на одном ли принтере они были распечатаны, а именно, использовался ли один источник происхождения. Например, если кто-то пишет документ и на него издается жалоба, то позже они издаются в разных структурах, соответственно на разных принтерах. На новом приборе можно проследить даже морфологию знаков текста. Даже стандартные элементы шрифта Тimes New Roman при огромном увеличении в разных принтерах могут ложится по-разному.

Эксперты же с помощью нового компаратора установили, что оба документа выполнены на одной знакопечатающей машине. В свою очередь, лингвисты подтвердили, что документ составлялся одним лицом.

Для примера — анализ документов на наличие внесенных изменений задним числом. В разной области спектра наблюдается разница в чернилах, хотя визуально цвет чернил кажется абсолютно одинаковым, почерк, которым сделана запись, также выглядит идентичным.

Возможно также при анализе в разной области спектра исследовать текст на одновременность выполнения. То есть, мы можем сказать, что текст не просто замазывался, но до этого изменялся.

Старая приборная база требовала от эксперта небывалой находчивости и терпения. Не было возможности сравнить исследуемый объект с образцом в реальном времени, приходилось запоминать, как выглядело предыдущее изображение, либо фотографировать, что не давало чистоты эксперимента, проявлялся человеческий фактор восприятия. Либо же дедовским способом подсвечивали снизу фонариком, делали фотографию, и таким образом, анализировали, выявляли замазанные тексты, исправления.  

Чтобы получить все те результаты которые сегодня доступны благодаря компаратору VSC8000, ранее экспертам приходилось пользоваться несколькими приборами. Один из них — обычный микроскоп.

Даже банкноты и прочие документы строгой отчетности анализировались на обычном микроскопе. Чтобы создать затемнение – эксперт накрывался тканью. То есть, ранее специалисты были ограничены и в оптике, и в поле охвата исследуемого объекта.  

И если еще совсем недавно один документ могли исследовать вплоть до месяца – пока не установят окончательный результат – то сегодня за несколько минут эксперты получают максимально возможный результат без погрешности. Не вставая с рабочего места.

На поликарбонате микротекст на странице паспорта, анализ перфорации при большом увеличении. Оригинальные точки правильной круглой формы. А в поддельных паспортах они нечеткие, неоднородные и извилистой формы.

Анализ под ультрафиолетом.

Компаратор оснащен дополнительными приспособлениями — для удобства работы эксперта. Например, внутренее зеркало.

К экспертам обратились киевляне, утверждая, что им подсунули фальшивую купюру. Так под ультрафиолетом выглядят постиранные деньги – светятся, хотя так не должно быть. Вверху — также оригинальная, но не постиранная  купюра (светятся только микроволоски). 

Мастерсайзер 3000. Это лазерный анализатор, определяющий дефракцию частиц твердых тел. То есть, любых веществ, в том числе, почв, строительных материалов и сыпучих объектов. В Институте прибор полтора месяца. Здесь еще только изучают все его возможности.


Позволяет сравнить разные массы веществ, разные почвы, установив их происхождение. Это настоящая находка для криминалистов – начиная от помощи в делах по краже материалов и незаконной добыче в карьерах.

Также прибор определяет размер и характер частиц в общей массе, показывает количество разных частиц в процентном соотношении. Например, фармацевты с его помощью могут обнаружить поддельность лекарств или домешивания в сырье.

К мастерсайзеру прилагаются две приставки. В первую (на фото) засыпается проба, ее прогоняют через поток воздуха, воздух задает скорость частицам, частицы попадают во внутрь, лазер их рассекает и анализирует.

Вторая приставка предназначена для подачи в прибор анализируемого вещества в жидкости. Самые мелкие частицы (мука, крахмал) не могут продуваться воздухом. Поэтому они подаются в прибор с жидкостью, принцип действия тот же. Результаты готовы спустя 10 секунд, а автоматический анализ намного точнее, чем сделанный его приборами-предшественниками.

Установленный внизу компрессор и пылесос «отсасывает» пробу для анализа.

Старший судебный эксперт Неля Поплавская говорит, что раньше приходилось работать вручную – так называемым гранулометрическим анализом, сначала делилось по фракциям, потом вручную взвешивалось и считалось процентное соотношение. На это могло уходить несколько дней.

ИЧ-спектрометр, совмещенный с ИЧ-микроскопом. Этот интегрированный комплекс позволяет одновременно наблюдать и параллельно получать информацию о молекулярном составе веществ. Для исследования достаточно микрочастиц размером от 5 микрометров.

На монитор поектируется краска с фальшивой долларовой банкноты. Сравнение с лакокрасочным материалом, изъятым у лиц, подозреваемых в изготовлении этих «долларов».

По словам старшего научного сотрудника Владимира Приступы, прибор также незаменим при исследовании микрочастиц на одежде пострадавшего в ДТП. Например, краски от автомобиля. После установления краски возможно говорить о причастности того или иного автомобиля к аварии.

Дмитрий Зайцев, заместитель заведующего отделом исследований материалов, веществ и изделий, утверждает, что ранее такую задачу в Институте не могли решить. Следы краски на теле жертвы очень распорошены, отделить их можно только в поле зрения микроскопа специальными инструментами. Исследовать состав этих частиц традиционными способами не представлялось возможным. Чувствительность прибора, на котором микрочастицы исследовались ранее, в десятки раз меньше. Теперь же сравнить краску с одежды потерпевшего и машины можно довольно четко и однозначно.

Сначала частички обнаруживаются, затем определяется молекулярный состав, а на инвертированном микроскопе для исследования объектов в отражаемом свете Leica проводится визуализация включений с увеличением до 1500 раз.

В данный момент на аппарате проводится поверхностное исследование включений углерода в образце чугуна для определения микроструктуры (слева на аппарате исследуемый образец — металлическая крышка от бутылки). Увеличение в 300 крат. Максимально возможное увеличение – в полторы тысячи.

По словам Зайцева, в некоторых случаях максимальное увеличение очень важно. Например, в исследованиях проводников на предмет причины пожара – возможно установить первичное или вторичное замыкание электропроводки, поджог и так далее. Или вопрос причин выхода из строя каких-либо механизмов.

От этих приборов стоит ожидать точных исследований частиц светошумовых гранат из ран потерпевших на Майдане. Также — следов порохового заряда. Микрочастицы остаются на одежде стрелявшего. Если их удается найти, отделить от поверхности, то возможно легко и однозначно сказать, что на одежде следы пороха.

Сканирующий электронный микроскоп Tescan. Принцип работы этого прибора базируется не на оптике, а на потоке электронов.

Здесь верхний порог увеличения частиц — до 500 тысяч раз. Впервые киевские судебные эксперты получили возможность исследовать фрагменты настолько глубоко. Возможно исследовать микроэлементный состав. Плюс, установить факт контакта образца с определенной поверхностью. На этом аппарате также исследуются осколки пуль, гранат.


Увеличение фрагмента шерсти собаки – видна черная точка – это след от контакта шерсти с посторонней поверхностью. То есть, при дальнейшем исследовании, можно установить ориентировочный участок местности нахождения определенных загрязнений.

Последней в Институте появилась современная дорожная лаборатория. Там эксперты могут исследовать абсолютную и относительную плотность дорожного покрытия. Однако в данный момент она еще находится на стадии введения в эксплуатацию.

Кроме начала долгожданного технического обновления институтов судмедэкспертизы, эти приобретения имеют стратегически важное значение для страны. Спустя четыре года общество ставит резонный вопрос: почему до сих пор не наказаны виновные в расстреле Небесной Сотни, а расследование якобы тормозится?  Оптимизм экспертов вселяет надежду, что Украина сделала шаг к установлению истины в событиях на Майдане.

 

 

 Ольга Скороход, «Цензор.НЕТ»

Фото: Наталия Шаромова, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3050871 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ