>Инициатор конголезской войны Мобуту
Великая Конголезская война, длящаяся уже на протяжении почти четырех десятков лет на территории в несколько раз большей, чем театр двух мировых войн в Европе, и унесшая несчитанное количество миллионов человеческих жизней, началась во времена правления Жозефа-Дезире Мобуту. Будущий обладатель редкого на африканском континенте звания — маршал, родился в 1930 году в народности бенгала.
К военной службе первоначально у него не было никакого интереса. Его влекли к себе знания. Сила влечения была настолько сильной, что он украл из школьной библиотеки несколько книг. В наказание за воровство его отдали служить в бельгийские колониальный войска сроком на 7 лет. Службу будущий маршал закончил всего лишь в звании сержанта. Сняв с себя форму, Мобуту с головой окунулся в журналистику. На этом поприще он проявил себя гораздо ярче, чем в солдатском строю. В 1959 году молодого африканца отправили на учебу в Бельгию. Судя по всему, там он впервые попал под пристальный взгляд бельгийских спецслужб и, возможно, ЦРУ.
В 1960 году Бельгийское Конго получило независимость. Теперь оно стало называться Демократической Республикой Конго. Сразу после ухода бельгийцев в стране начались внутренние междоусобицы. Вначале взбунтовалась армия. Солдаты требовали немедленного увольнения всех белых офицеров, занятия вакантных мест местными выходцами и повышения жалования. В богатой провинции Катанга власть захватили сепаратисты, заинтересованные в эксплуатации богатейших месторождений меди.
На фоне полной неразберихи началось противостояние президента Жозефа Касавубу и премьер-министра Патриса Лумумбы. Первоначально Мобуту входил в число доверенных лиц Лумумбы. Премьер своим распоряжением назначил бывшего сержанта начальником Генерального штаба, выдав ему полковничьи погоны. Вскоре Мобуту вероломно предаст покровителя. Армия по указке США совершит в сентябре военный переворот. В ноябре 1960 года Лумумбу арестуют. Вскоре Мобуту прикажет передать его в руки сепаратистов Катанги, возглавляемых Моисом Чомбе, обрекая его на верную смерть. Патриса Лумумбу тут же казнят.
Мобуту
В 1961 году Мобуту вернет власть гражданскому правительству, но ненадолго. Через 4 года он вновь поднимет по команде верные ему войска с тем, чтобы стать правителем ДРК на более, чем 3 десятка лет. В те годы военные перевороты в Африке приняли характер настоящей эпидемии. К власти обычно приходили весьма авторитарного духа лидеры, старавшиеся принести в национально-освободительное движение свою лепту.
В соседней Центрально Африканской республике президент Бокасса со временем объявит себя императором и войдет в историю, как каннибал и жестокий диктатор. Мобуту на его фоне выглядел вполне добропорядочно. Людей он не кушал, в общении был довольно добродушным и открытым, хотя всем видом показывал свою любовь к «сильной руке» руководителя. Однако, его правление принесло гораздо больше жертв, чем у маникально-свирепых диктаторов. При нем в Конго начала буйно процветать коррупция, достигшая к концу правления невиданных размеров, ставшая одним из причин вспыхнувшего затяжного конфликта.
В историю авторитарный правитель Конго вошел, как основатель собственной идеологической теории «мобутизма». На практике это означало полный отказ от европейской одежды, имен и названий с переходом на все отечественное. Пример подданным он задал сам. Европейское имя Жозеф-Дезире он сменил на Сесе Секо. Теперь его величали Мобуту Сесе Секо. Позже он увеличил число слов в своем полном имени, сделав его труднопроизносимым для всех европейцев. Президент основал новую национальную моду на мужскую одежду. Его основой стал полувоенный френч, чем то напоминающий верхнюю одежду китайского «председателя Мао». На местном наречении френч назывался абакат.
Дальше черед дошел до географических названий. Озеро Альберт было переименовано в Мобуту, а сама страна – в Заир. Отказываясь от всего внешнего и европейского, президент страны продолжал сотрудничать со странами Запада в экономической сфере, торгуя полезными ископаемыми, в основном медью. К коммунистической Восточной Европе президент-диктатор относился с подозрением, но северокорейские инструкторы в Заире все же занимались переподготовкой армии. Из идей чучхе основателя КНДР Ким Ир Сена он во многом перенял фразеологию. Его стали величать великим пророком и славным вождем, а в новой Конституции ДРК появилась фраза о единстве народа, партии и президента.
В ДРК была введена однопартийная система. Одно время, будто замаливая грехи перед убиенным не без его участия Лумумбой, Мобуту объявил его национальным героем, но потом не стал дальше развивать среди населения почитание первого премьер-министра страны. Весь мир узнал о Заире, когда в октябре 1974 году в столице Киншасе был проведен бой за звание чемпиона мира среди боксеров-профессионалов в тяжелом весе между Мухаммедом Али и Джорджем Форманом. Буквально за несколько месяцев отсталая страна «на халяву» обзавелась вполне современной инфраструктурой связи и телевидения. Наверное, это оказалось единственным настоящим достижением за все время многолетнего правления Мобуту.
Кошмар президента
Неприятности для президента Заира начались в том же 1974 году. Его решение о национализации всего среднего и малого бизнеса случайно совпало с падением мировых цен на медь. Бюджету сразу перестало хватать денег, что не мудрено. Окружение Мобуту и он сам по самым скромным оценкам постоянно пользовались государственным карманом, присвоив себе от $ 4 млрд до $10 млрд. Президент вынужденно включил печатный станок и очень неудачно организовал несколько «финансовых пирамид», завлекая экономически безграмотное население сумасшедшими по размерам дивидендами.
Армию и чиновников ─ опору режима необходимо было содержать. Мобуту стал лихорадочно искать, чем можно поживиться у соседей. В свое время он предпринял вояж по странам Ближнего Востока, пытаясь получить от их правителей скидку на резко подорожавшие нефтепродукты. В соседней Анголе в провинции Кабинда геологи обнаружили нефть. Заир попытался вторгнуться на сопредельную территорию и захватить месторождения. В ответ в Анголе проснулись недобитые сепаратисты и атаковали провинцию Катанга.
Так тлеющий много лет внутренний конфликт перешел в острую фазу, осложненный влиянием на него из вне. У соседей в Анголе полным ходом шла гражданская война между правящими марксистами и националистами. Заир активно поддержал антиправительственные силы, но не рассчитал своих собственных. В 1977 году Мобуту вынужден был просить помощи у Марокко, Франции и Бельгии с тем, чтобы препятствовать полной потере Катанги.
Собственные солдаты отказывались подчиняться маршалу, постоянно бунтовали, жалуясь на недостаток жалованья. В конечном итоге они переродились в вооруженные банды, перешедшие на самообеспечение, терроризирующие и грабящие мирное население. Под прессом вынужденных военных расходов экономика страны рухнула. Взамен ее воцарилась «теневая» экономика. Сам же Мобуту мало пострадал от экономического кризиса. Его состояние оценивалось в $5 млрд, включая элитную недвижимость в западных странах.
Правление пожизненного президента перешло в стадию агонии в 1994 году, когда в восточные части Заира хлынули миллионы беженцев из народности хуту, опасавшихся стать жертвами этнических чисток в Руанде. Военизированная милиция хуту «Интерахамве» до этого поголовно уничтожала соседей из народности тутси, но не удержала власть. Боясь возмездия, хуту мигрировали в соседний Заир.
Мобуту очень недальновидно оказал поддержку хуту, взамен получив столкновения с регулярными вооруженными формированиями Руанды и Уганды. Восточная провинция Киву превратилась в арену кровопролитных столкновений, продолжающихся до настоящего дня. Города Кисангани, Букава, Гома несколько десятков раз переходили из рук в руки. Правительственные войска уступали место ополчению народности тутси, поддерживаемыми руандийской армии. Третьей стороной конфликта оказались отряды недобитой «Интерахамве», бродящие по окрестным джунглям, убивающие, грабящие и насилующие всех, кто попался им под руку.
В регионе наступила настоящая гуманитарная катастрофа. С запада в наступление перешли ангольцы. Европейские страны безучастно наблюдали за последними конвульсиями режима Мобуту. В 1990 году президент жестоко подавил студенческие волнения, приказав расстрелять мирную демонстрацию, что автоматически перевело его в разряд изгоя для всех западных демократий.
Среди давних внутренних противников Мобуту оживился лидер коммунистически настроенных повстанцев Лоран-Дезире Кабила, несколько десятилетий прятавшийся в джунглях. Еще в середине 60-х годов к нему на помощь с Кубы прибыл революционер Че Гевара, но дубля кубинской революции на африканском континенте у него не получилось. В октябре 1996 года разноплеменные силы перешли в решающее наступление. В мае следующего года столица Киншаса была захвачена оппозицией. Власть Мобуту над страной закончилась. Наступил час Кабилы, которого он ждал 3 десятилетия.
Сам диктатор бежал в Того, а затем укрылся в Марокко. Дни его были сочтены. Через несколько месяцев Мобуту скончался в госпитале от рака предстательной железы, безуспешно вылечить который он пытался несколько последних лет. Вскоре после смерти Заир исчез с мировой политической карты, вернувшись к названию ДРК, на географических картах вновь появилось озеро Альберт, а конголезцы перестали щеголять в абакатах. Не удалось вернуть только украденные миллиарды долларов и жизни погибших в гражданской войне.
КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ