>Падение начальника СМЕРШа
Падение любого сановника — всегда результат чьих-то интриг и происков. Однако в случае со сталинским министром госбезопасности Виктором Абакумовым до сих пор не ясно, кто именно подставил ему подножку. После чего сделал все, чтобы физически уничтожить особо опасного свидетеля.
Классовое происхождение Виктора Семеновича Абакумова было донельзя правильным: мать — швея, отец — разнорабочий. Когда грянула Октябрьская революция, мальчику исполнилось 9 лет, но, будучи еще подростком, в качестве добровольца он успел послужить санитаром в частях особого назначения (ЧОН). Сменив несколько профессий, Виктор Абакумов в хорошем смысле «засветился» по комсомольской и профсоюзной линиям. И в 24 года был направлен оперуполномоченным в НКВД.
Поначалу не все складывалось гладко. Одно время его не хотели принимать в партию из-за «нежелания устранять свою политическую безграмотность». В другой раз понизили в должности, когда выяснилось, что он использовал конспиративные квартиры для любовных свиданий. Но в этих неприятностях были и свои плюсы. Виктор Абакумов пересидел на мелких ролях время «ежовских чисток», а когда новому шефу спецслужб Лаврентию Берии потребовались люди хоть с каким-то опытом, вынырнул на поверхность.
Возглавив Управление НКВД по Ростовской области, Виктор Семенович Абакумов получил задание поскорее разобраться с арестованными и отделить виновных от невиновных. Рассказывают, что прибыв в тюрьму, он отдал приказ: «На первый-второй рассчитайся», после чего первые номера отправились домой, а вторые — к стенке. Энергию молодого сотрудника оценили, и в 1939 году Абакумов стал заместителем наркома внутренних дел.
Его следующей ступенью стало руководство военной контрразведкой — легендарным Смершем. По окончании войны Виктор Семенович Абакумов возглавил Министерство госбезопасности, сменив выдвиженца Берии Меркулова. И здесь началось самое интересное.
Донос на Виктора Абакумова
В окружении Сталина сложились две группировки, которые условно можно назвать «ленинградцами» и «москвичами», Виктор Абакумов болтался между ними. Сначала преимущество было за группировавшимися вокруг Жданова «ленинградцами». Раскрученное Абакумовым дело против командующего ВВС Новикова и наркома авиационной промышленности Шахурина сильно ослабило позиции курировавшего авиацию Георгия Маленкова. Но после смерти Жданова были арестованы его соратники Алексей Кузнецов и
Николай Вознесенский.
Вероятно, «ленинградское дело» раскручивалось с подачи Маленкова и Берии, но Виктор Абакумов занимался им с большим энтузиазмом. В итоге главные фигуранты были приговорены к высшей мере наказания. Резонный вопрос: работал ли Виктор Абакумов на «москвичей»? Учитывая дальнейшие события — вряд ли. Скорее всего, Виктор Семенович пытался замкнуться напрямую на Сталина, не сочтя нужным обзаводиться союзниками в высшем партийном руководстве. Это его и сгубило.
4 июля 1951 года Виктор Абакумов был отстранен от работы‚ а еще спустя восемь дней арестован по обвинению в измене Родине. Толчок делу дал донос, подготовленный старшим следователем по особо важным делам Михаилом Рюминым.
В нем речь шла о том, что в Германии Виктор Абакумов нахватал «трофеев», обзавелся огромной квартирой в центре Москвы, а главное — сознательно проглядел «врачей-убийц», травивших высших кремлевских руководителей, включая Жданова. Завершалось все выводом, что именно глава МГБ
«врачами-убийцами» и манипулировал, подбираясь‚ разумеется, к товарищу Сталину.
Арест и пытки Виктора Абакумова
Самым интригующим остается вопрос, каким образом донос оказался прямиком на столе у Сталина? Ведь его секретарь Александр Поскребышев и начальник охраны Николай Власик служили в Министерстве госбезопасности в званиях генерал-майора и генерал-лейтенанта соответственно, то есть являлись подчиненными Абакумова. Логично предположить, что убойную бумагу вождю доставил кто-то из членов политбюро — либо Маленков, либо Хрущев, либо сам Берия. После «ленинградского дела» все они чувствовали, что Сталин планирует очередную чистку в своем окружении. И, разумеется, понимали — чистку будет проводить именно Виктор Абакумов. Чем не мотив: нанести удар на упреждение, а заодно и направить подозрительность «хозяина» на крайне опасного конкурента, пытавшегося подмять под себя силовые структуры?
Прессовали арестованного Виктора Абакумова очень жестко: били, заковывали в кандалы, держали в специальной холодильной камере. Также арестовали шестерых его сподвижников и вторую супругу, которая угодила в тюрьму вместе с двухмесячным сыном. Но Виктор Абакумов ни в чем не признался.
В марте 1953 года Сталин скончался. Дело «врачей-отравителей» прикрыли, в значительной степени благодаря усилиям Берии, который, впрочем, и не подумал спасать своего бывшего выдвиженца. Затем арестовали и расстреляли самого Берию, а также команду его сподвижников, включая того самого следователя Рюмина.
Виктора Абакумова же и его подельников, ранее обвиняемых в потворстве «врачам-отравителям», теперь судили за «авиационное» и «ленинградское дело». В первом из этих обвинений чувствуется влияние жаждущего реванша Маленкова. А Никита Хрущев в этот период пытался привлечь на свою сторону ленинградскую парторганизацию, а потому настойчиво добивался реабилитации Кузнецова и Вознесенского.
Суд над Виктором Абакумовым проходил на берегах Невы в том же самом Доме офицеров, где проходил финальный процесс «ленинградского дела». 19 декабря 1954 года он был
приговорен к смерти и спустя час с небольшим расстрелян.
Вопрос, кто именно — Берия, Маленков или Хрущев — инициировал донос Рюмина, остался открытым. Впрочем, не исключено, что дело Виктора Абакумова было инспирировано
самим Сталиным, решившим, что, прежде чем устраивать очередную чистку соратников, надо сменить того, кто будет их чистить.
КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР — КРИМИНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ