Миллионы на обороне: как «уводили» деньги, выделенные на строительство взводных опорных пунктов на Донбассе

Первым публично о хищении бюджетных денег, которые областные администрации получили под строительство оборонительных сооружений на Донбассе, заговорил Генпрокурор Юрий Луценко поставил задачу военной прокуратуре найти причастных к тому, что взводные опорные пункты не соответствуют техническим характеристикам и не защищают бойцов должным образом.

И осенью прошлого года назвал первых чиновников, которым предъявлено подозрение.

Но, как стало известно «Цензор.НЕТ», военная прокуратура Объединенных сил в последние два месяца проводит обыски в Генштабе ВСУ и Министерстве обороны, и они непосредственно связаны со строительством этих сооружений.

Мы решили выяснить подробности, а также узнать, чем закончилась проверка по обладминистрациям и построенным ими объектам, какова сумма причиненного государству ущерба и сколько чиновников стали фигурантами уголовных производств.

ЧАСТЬ ТЕХНИКИ СОЖГЛИ БОЕВИКИ

С целью укрепления обороноспособности на строительство инженерных сооружений в зоне АТО Кабмин в марте 2015 года выделил Министерству обороны из резервного фонда госбюджета 850 миллионов гривен. Планировалось на территории Донецкой и Луганской областей оборудовать 232 взводных опорных пункта.

Как сообщили «Цензор.НЕТ» в Управлении по связям с общественностью Вооруженных сил Украины, было заключено 20 однотипных договоров о делегировании функций заказчика строительства инженерных сооружений с определенными государственными администрациями. В качестве аванса администрации получили по таким договорам от Минобороны средства в размере 30% утвержденных им сметных назначений.

В дальнейшем (после выполнения работ на сумму выделенного аванса) финансирование областных администраций осуществлялось в соответствии с их заявками. «С целью осуществления контроля за использованием средств к заявкам на финансирование от областных администраций добавлялись суммы взятых в органах Государственной казначейской службы Украины бюджетных финансовых обязательств (реестры с их отметками), которыми подтверждалось, что в органы казначейства областными администрациями были предоставлены на оплату акты выполненных работ на сумму средств, указанную в реестре, – говорится в ответе на запрос «Цензор.НЕТ». – Государственные администрации, выполняя функции заказчика строительства и руководствуясь нормативно-правовыми актами и государственно-строительным нормам по этим вопросам, осуществляли привязку типового проекта к местности. Проекты по строительству конкретных объектов проходили государственную экспертизу, согласно выводам которой заключались договора на строительство с подрядными строительными организациями. Также, согласно заключенным договорам, государственным администрациям было определено осуществление технического надзора процесса строительства».

В Генштабе ВСУ уверяют, что проведение работ по строительству опорных пунктов неоднократно проверялось рабочими группами и комиссиями Совета национальной безопасности и обороны Украины, Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных сил Украины.

Кроме того, по поручению Вице-премьер-министра Украины, министра регионального развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства была проведена проверка строительства с привлечением представителей Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины. При этом уточняют, что технический надзор за проведением строительства осуществлялся государственными администрациями.

Кроме того, в ответе также говорится, что «замечания, которые были предоставлены в строительные организации, принимались во внимание и устранялись. Основными недостатками, как правило, было недостаточное количество привлеченных рабочих и техники на объектах строительства».

Проблемным вопросом было отставание от графика строительства на отдельных направлениях, поскольку эти объекты попадали под обстрелы боевиков. По таким объектам били прицельно. Сожгли и немало техники.

«Чтобы построить взводно-опорные пункты, нужно было разработать техническую документацию, чертежи фортификационных сооружений с соответствующим бюджетом и соответствующими технологическими требованиями. Это все было сделано, – рассказал «Цензор.НЕТ» заместитель Генерального прокурора – главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос. – Но позднее осмотр эти пунктов показала, что построенное не соответствует тому, что утверждено на бумаге. К примеру, по документам должен быть фундаментально залитый бетон, а вместо этого стоит ржавый контейнер».

Организацией строительства занимались департаменты капстроительства областных госадминистраций. Они же искали подрядчика и субподрядчика. Технический надзор за проведением строительства осуществлялся самими же администрациями. Но при этом вот воинских частей назначались ответственные, которые проверяли соответствие именно с военной позиции. Согласовывали прием начальники секторов в зоне АТО.

На фотографиях, которые оказались в распоряжении «Цензор.НЕТ», хорошо видно, что в итоге было построено. Среди недостатков, о которых во время судебных заседаний эксперты рассказали: железобетонные конструкции были заменены на деревянные; отсутствовали отдельные элементы металлических конструкций (двери), которые даже не устанавливались; не укрепленные детали обвалились; отсутствуют или бракованные дренажные системы, из-за чего подтопило часть сооружений.



ЗАПЛАТИЛИ, НЕ ДОЖДАВШИСЬ СТРОИТЕЛЬСТВА

Первое уголовное производство, которое расследовала Главная военная прокуратура, было открыто по факту строительства взводных опорных пунктов Запорожской областной госадминистрацией. Нарушение заключалось в том, что бюджетные средства были перечислены исполнителям работ еще до того, как они начали строить. Хотя договор предусматривал оплату только по факту уже выполненного. По версии следствия, участники схемы, по предварительному сговору внесли недостоверные сведения в официальные документы — акты приемки выполненных работ формы КБ-2В по строительству взводных опорных пунктов, а деньги потратили. Поэтому достраивать пришлось уже вторым и за дополнительные средства. Глава области вынужден был снова обращаться за деньгами в Кабмин.

Как следует из ответа, полученного от Управления по связям с общественностью ВСУ, строительство объектов, закрепленных за Запорожской областной государственной администрацией, не завершено до сих пор. В соответствии с распоряжением Кабинета министров Украины от 12.04.2017 № 253-р (с изменениями), для завершения строительства инженерных сооружений в 2017 году Министерству обороны для финансирования Запорожской облгосадминистрации выделены из резервного фонда госбюджета 29,2 млн грн. В течение 2017 года работы были завершены не в полном объеме. Готовность объектов, на которых проводились работы, составляет 80-98%. Из выделенных средств использовано 8,6 млн грн, остаток средств возвращаются в доход государственного бюджета как неиспользованные.

В течение 2018 года работы по завершении строительства не проводились.

Что касается расследования уголовного производства, то военная прокуратура сил АТО в октябре прошлого года вручила подозрение бывшему стажеру-заместителю председателя Запорожской областной государственной администрации. Об этом сообщил Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко в Facebook. «В сентябре я был поражен увиденным и поставил задачу дать оценку злоупотреблений при строительстве второй линии обороны на Донбассе. Уже есть первый результат. Военная прокуратура сил АТО вручила подозрение Литвину, который в июне 2015 года, стажируясь в должности заместителя главы Запорожской ОГА, организовал злоупотребления гражданскими и военными должностными лицами, которые строили и принимали взводные опорные пункты», — написал Луценко.

В ответ экс-чиновник встретить с журналистами и публично опроверг слова Генерального прокурора. Несмотря на это, военной прокуратурой сил АТО было закончено досудебное расследование и направлено с обвинительным актом в Орджоникидзевский районный суд г. Запорожье. Заявленная сумма ущерба – 11,6 млн грн.

Кроме того, Главной военной прокуратурой закончено досудебное расследование и направлено в Орджоникидзевский районный суд г. Запорожье обвинительные акты в уголовном производстве по признакам уголовных преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 426; ч. 2 ст. 364; ч. 3 ст. 27 ч. 2 ст. 28 ч. 2 ст. 364-1; ч. 4 ст. 27 ч. 2 ст. 28 ч. 3 ст. 426; ч. 2 ст. 28 ч. 1 ст. 366 УК Украины.

В числе фигурантов – заместитель начальника штаба воинской части А3955 Главного управления оперативного обеспечения Вооруженных сил Украины Шатковский. А также заместитель начальника управления капитального строительства Запорожской ОГА, директор и заместитель директора коммерческого предприятия.

Приговором Орджоникидзевского районного суда, вступившим в законную силу, утверждено соглашение о признании вины Шатковского в совершении уголовного преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 426 УК Украины, – бездействие военной власти, то есть умышленное невыполнение военным служебным лицом действий, которые оно по своим служебным обязанностям должно было выполнить, причинившее существенный вред, совершенный в условиях особого периода. И назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года. Но согласно статье 58 УК и с учету того, что речь о военнослужащем, оно было заменено на служебное ограничение с вычетом из суммы денежного содержания осужденного в доход государства 10%.

В уголовном производстве по обвинению еще трех фигурантов проводится судебное разбирательство. Сумма заявленного обвинением ущерба также составляет 11,6 млн грн.

Были открыты уголовные производства и по чиновникам Волынской и Донецкой администрации. Поскольку выяснилось, что этими обладминистрациями в течение 2015 года строились взводные опорные пункты вопреки разработанному и утвержденному Министерством обороны Украины проекта ГП «Центральный проектный институт», что подтверждается заключениями судебных экспертиз, которыми также установлено, что некоторые элементы 12 взводных опорных пунктов, которые строились, в настоящее время невозможно использовать по назначению. Выглядело это так. Вместо строительства бетонной конструкции ставился металлический контейнер и обкладывался бетонными плитами.



Общий ущерб, который был причинен государству, составляет 8,9 млн гривен.

В ходе следствия предъявлены подозрения нескольким руководителям управлений капстроительства этих администраций, их подчиненным, которые осуществляли технадзор, и военным, которые должны были проконтролировать со своей стороны. Поскольку на сегодняшний день органы прокуратуры лишены права проводит расследования, уголовные производства в отношении указанных лиц направлено военной прокуратурой для дальнейшего досудебного расследования в НАБУ.

Отвечая на запрос издания, в НАБУ подтвердили, что расследование ведется, но комментировать подробности отказались, сославшись на интересы следствия. Правда, как стало известно «Цензор.НЕТ» из собственных источников, глава Специальной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий попытался вернуть производства обратно, в военную прокуратуру.

Позднее в комментарии он нам подтвердил эту информацию, заявил, что вести расследование на данный момент продолжает НАБУ. «У нас было совместное совещания с военными прокурорами. Будем инициировать создание совместных групп, которые бы дальше занимались расследованием», — объяснил он.

Планируется, что в такие группы войдут военные прокуроры, сотрудники НАБУ и САП.

Схемы «освоения» бюджетных средств на строительстве таких оборонных сооружений могли бы стать почти идеальными. И возможно, чиновники так бы и остались безнаказанными, если бы следствие вели гражданские следователи изначально. Проводит проверку на территории, где ведутся боевыми действия, где постоянно стреляют, крайне опасно.

«Для того, чтобы осмотреть эти взводные опорные пункты, нужно было обратиться в суд, получить постановления о временном доступ. А также сделать сумасшедшую бумажную работу, подняв в архиве Минобороны все документы по каждой области, — пояснил Анатолий Матиос. – Потом брали саперов, минеров и специалистов, которые могут оценить качество построек и выявить нарушения. Это заняло немало времени».

Военная прокуратура Объединенных сил продолжает проверять другие областные государственные администрации, которым также были выделены бюджетные средства под строительство.

«На данный момент мы проверили только половину. Сначала пошли по тем, где были очень явные нарушения, — рассказал военный прокурор Объединенных сил Олег Цицак. — Это администрации, которые полностью отошли от проекта и поставили вместо бетонных сооружений ржавые контейнеры, купил их, как металлом. В некоторых случаях их осадили вообще пиноблоками. Они не выдерживают ни то, что поподания снаряда, но и некоторые виды стрелкового оружия.

Мы не берем сейчас первую линию обороны, отрабатываем пока вторую и третьим. На первой линии обороны реальная боевая обстановка, мешать военнослужащим, которые сейчас на «прошлое», подвергать их жизни дополнительной опасности, рады раскопки этих ВОПов, будет неправильно».



Олег Цицак также подтвердил информацию о том, что в Министерстве обороны и Генеральном штабе ВСУ проводятся обыски.

«Мы проводим обыски в Министерстве обороны и Генштабе больше двух месяцев, чтобы найти документы, связанные с инженерной, технической, финансовой документацией, — говорит он. – Таких документов около 1800 томов. Процесс их изучения очень длительный».

Отвечая на вопрос о возможной причастности к хищениям бюджетных средств должностных лиц этих ведомств, военный прокурор Объединенных Сил, сказал уклончиво, что обыски проводились не только в умолчанию флаг, но и в кабинетах некоторых из них, без подробностей и имен.

Безусловно, еще впереди немало работы, но важно, чтобы все причастные к таким схемам поняли, что наказание неотвратимо.

Татьяна Бодня, для «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3075054 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ