Фактор Москвы вносит напряжение в отношения между Минском и Киевом

Фото пресс-службы президента Беларуси

 

Откровенных противоречий стало меньше

Белорусско-украинские отношения в нынешнем году в целом развиваются намного спокойнее, чем в 2017-м. Достаточно вспомнить, что прошлой весной, в разгар «дармоедских» протестов в Беларуси, белорусские власти чуть ли не впрямую обвиняли Киев в подрывной деятельности: отправке на белорусскую территорию некоего джипа с оружием, подготовке боевиков и т.п.

Состоявшаяся затем встреча лидеров на мероприятиях, посвященных годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, и вроде бы вполне успешный визит Александра Лукашенко в Украину, казалось, сняли напряженность. Но в конце лета прошлого года уже украинская сторона начала бить тревогу в связи с предстоявшими российско-белорусскими маневрами «Запад-2017».


«Запад-2017». Дневник белорусско-российских военных учений

Например, министр обороны Украины Степан Полторак заявлял, что эти учения могут стать началом российской агрессии как против Киева, так и против европейских государств.

Эти опасения не оправдались, но еще одним неприятным для двусторонних отношений инцидентом стало похищение спецслужбами России на белорусской территории гражданина Украины Павла Гриба. Также в прошлом году по обвинению в шпионаже в Украине задержали гражданина Беларуси Юрия Политику, а в Минске — украинца Павла Шаройко.

Короче, одно за другим происходили события, усложнявшие отношения между Минском и Киевом, и не было уверенности, что эта тенденция не получит продолжения.

Однако к числу видимых более или менее серьезных разногласий, имевших место в 2018-м, пока можно отнести лишь два.

24 мая украинский президент Петр Порошенко подписал указ о введении санкций против двух не самых известных белорусских предприятий — минского ООО «Мир пива» и Мозырского спиртоводочного завода. А Лукашенко 11 июля распорядился возвратить в собственность белорусского государства Оршанский авиаремонтный завод, большинством акций которого владела украинская компания «Мотор Сич».

Причем, насколько известно, официальной реакции с обеих сторон на эти акции не последовало.

 

Торговля растет

Достаточно благополучно обстоят дела в экономической сфере. Украина твердо занимает второе место среди внешнеторговых партнеров Беларуси.

Более того, по данным Белстата, за январь-июль взаимный товарооборот вырос на 23,9% и составил 3 млрд 121 млн долларов при положительном для нашей страны сальдо 1 млрд 437 млн долларов.

Конечно, до результатов наиболее успешного 2012 года (годовые показатели — почти 8 млрд объем и 3,25 млрд сальдо) еще не близко, но и отход от дна трехлетней давности (соответственно 3,5 млрд и 1,5 млрд) уже достаточно значителен.      

 

Беларуси трудно балансировать

И все же, хотя картина в целом благополучна, сохраняются сомнения в том, что успешное развитие сотрудничества необратимо. Здесь следует иметь в виду несколько обстоятельств.

Вопреки ожиданиям, так и не закончился шпионский скандал. После неожиданной встречи первых лиц в октябре прошлого года в Эмиратах большинство экспертов сходилось во мнении, что этот скандал будет разрешен стандартным образом — обменом. На днях председатель КГБ Валерий Вакульчик объяснил почему.

«В деле Шаройко кого менять на кого? Юрий Политика что, шпион? Его обвиняют, но это не доказано», — сказал Вакульчик.


Украинский «шпион» Павел Шаройко получил более 8 лет колонии

Шаройко еще в мае был осужден к 8 годам лишения свободы, а дело Политики, похоже, еще далеко от завершения, в ходе него постоянно возникают какие-то сложности.

Но, пожалуй, наиболее опасным для двусторонних отношений выглядит введение санкций против белорусских предприятий. Дело в том, что они попали в согласованный Киевом с Минфином США список, введенный против России, то есть это было политическое решение.

В то же время ряд симптомов свидетельствует, что Кремль оказывает на белорусские власти давление с целью заставить безоговорочно следовать в своем внешнеполитическом фарватере, включая, разумеется, и «украинский вопрос».

Не исключено, кстати, что многочисленные проблемы экономического характера, постоянно возникающие у Минска на российском направлении, в значительной степени имеют свои корни именно здесь.

Очевидно, что прекращение действия большого российско-украинского договора непременно приведет к обострению российско-украинских отношений и, соответственно, к дальнейшему усилению нажима России на Беларусь.


Три четверти украинцев положительно относятся к Беларуси

В этих условиях белорусскому руководству будет чрезвычайно сложно сохранить нынешнюю позицию по Украине. Несмотря на то, что оно, надо полагать, достаточно хорошо понимает: главный политический капитал, который Минск заработал на фоне новой холодной войны между Россией и Западом, стал результатом исключительно отказа от поддержки агрессии Москвы.

Что же касается развития отношений между Киевом и Минском, то можно согласиться с экспертами, считающими, что ближайшим маркером их стабилизации либо ухудшения станет участие или неучастие первых лиц обеих стран в Форуме регионов Беларуси и Украины, который состоится в Гомеле 25-26 октября.

Правда, стоит добавить: как продемонстрировали прошлогодние встречи, контакт на высшем уровне в лучшем случае может стать предпосылкой, но не гарантией такой стабилизации. Если же Лукашенко и Порошенко в Гомеле не встретятся, то это практически наверняка будет означать, что напряженность сохраняется или даже усиливается.

 Новости Беларуси Сегодня