Лукашенко: «Николай, а что такое DarkNet?»

Фото Сергея Сацюка

«Угрозы, которые формируются в киберпространстве, имеют транснациональный и скрытый характер. Уход преступников в «темную сеть», или, как ее называют, DarkNet, затрудняет контроль со стороны государства частного сектора, — сказал Лукашенко. — Террористы активно используют социальные сети для пропаганды и вербовки новых сторонников, цифровые технологии — для финансовой подпитки. Это еще один вызов для глобального контртеррористического фронта. В этой связи мы все страдаем, так как интернетом все пользуются».


Лукашенко рассказал, как можно победить терроризм

Лукашенко назвал интернет «большой хорошей игрушкой», с которой не знают что делать. «А точнее, знаем, даже очень хорошо знаем, но не хотим делать то, что мы понимаем и что нужно делать, — отметил он. — Создавая какую-нибудь «игрушку», мы должны понимать, что если она, с одной стороны, несет благо для человечества, значит, надо подумать было и о том, что может плохого человечеству принести интернет в данном случае».

Белорусский руководитель заявил, что некоторые страны рассчитывали «на большие выгоды от создания интернета».

«Возьмем простой вопрос шпионажа друг за другом и за людьми. Мы этим не занимаемся? А кто способствовал созданию первых террористических организаций в широком масштабе после Второй мировой войны? Они же в основном появились в наши дни, — сказал он. — Помните войну в Афганистане, где воевали две супердержавы? Мы являлись одной стороной этой войны. Сейчас бы это назвали антитеррористическая операция со стороны СССР, в США — борьбой против терроризма и СССР. А вы помните ту террористическую организацию, которая была создана в Афганистане? Вспомните (кто помоложе — прочтите), и кто способствовал этому. Что, простые люди, националисты в том числе, которые там воевали? Да нет, они не имели ни денег для этого, у них не было оружия. Но кто-то их создал, вооружил и в нужный момент использовал. Мы сегодня боремся против тех группировок, ведь мы, власти предержащие, показали пример, как надо создавать эти террористические организации, а потом успешно показали и сейчас показываем, когда их надо использовать».

Правительство обязало банки чаще проверять клиентов на причастность к терроризму

Лукашенко подчеркнул, что в настоящее время «отдельные страны мира озадачены проблемой обеспечения свободы интернета».

«Но что подразумевается под этим термином? Где граница между свободой общения и бесконтрольным и безнаказанным поведением в мировом цифровом пространстве? — отметил он. — Сегодня, готовясь к встрече, я еще раз просмотрел свое выступление. Читаю: «DarkNet, темная сеть». Завтракаем с малышом своим, 15 лет, я у него спрашиваю: «Николай, а что такое DarkNet?» Он меня поразил. Он мне по полочкам разложил то, что я вообще не слышал. Говорит: «Ну знаешь, если ты хочешь оружие, наркотики там купить, чтобы тебя никто не нашел и так далее, то это эта сеть». И я подумал: «Пацаненок, который вообще, мне казалось, далек от этого, знает лучше, чем я». Наверное, есть о чем подумать. Но мы не собираемся об этом думать. Нам это не надо».

Каждое государство самостоятельно решает, как вести себя в цифровом пространстве и как регулировать интернет, заявил Александр Лукашенко.

«У Беларуси как суверенной страны есть собственное мнение на тему моральных, этических, правовых границ свободы интернета, — сказал глава государства. — Я так свободно говорю по вопросу интернета, потому что никто из вас меня не упрекнет, что мы хоть в чем-то ограничиваем интернет в Беларуси, хотя надо было бы. Но мы пока еще не знаем, как это сделать так, чтобы цивилизованное общество снова не подвергло нас санкциям. Поэтому мы пока не трогаем интернет, время терпит».

 Новости Беларуси Сегодня