Лукашенко снова предстал миротворцем, но об интернете высказался мрачно

Фото Сергея Сацюка

Официальный лидер посетовал на Европу, которая не оценила идею запустить процесс «Хельсинки-2»: «Продвинутые политики Европы (не называю фамилий) сказали мне, мол, надо снять эту проблему с повестки дня».

Оратор пытался заинтриговать публику и рассказом о некоем своем секретном плане урегулирования российско-украинского кризиса, «где основная нагрузка должна была лечь на Беларусь».

«И что вы думаете? Цивилизованная Европа отвергла этот план, даже в деталях», — сообщил Лукашенко.

 

Постфактум надувается мыльный пузырь?

«Но почему не прекратили этот конфликт [вокруг Украины] до сих пор, почти пять лет прошло? Потому что это кому-то надо», — считает белорусский президент.

Ну, уж пугливой изнеженной Европе эта кровоточащая и взрывоопасная проблема под боком наверняка нужна меньше всего. Может быть, что-то не так было с планом?

«Какие-то предложения [из Минска] могли быть, но, вероятно, как это часто бывает в белорусской внешней политике, они имели нерабочий вид, без конкретизации, с непонятными инструментами имплементации», — предположил в комментарии для Naviny.by руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. По его мнению, постфактум вокруг этого таинственного плана идет «надувание мыльного пузыря».

Также он считает, что не стоит преувеличивать значение белорусского плацдарма для России, если у той возникнет нужда разместить свои ракеты средней и меньшей дальности поближе к границам НАТО.

 

О ракетах американских и российских

Сегодня Лукашенко заострил внимание на проблеме разрушения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), призвал не допустить размещения такого оружия в Европе. Пообещал, что Минск не станет «производить или размещать такие ракеты, если не будут угрожать нашей безопасности».

США заявляют, что пока не собираются ставить РСМД в Европе. Россия, в свою очередь, пообещала устами Владимира Путина, что не станет размещать такие ракеты там, где нет подобных ракет американского производства. Многие аналитики считают, что Вашингтон вышел из ДРСМД прежде всего для того, чтобы иметь больше возможностей отвечать на китайскую угрозу, а Россия здесь — постольку-поскольку.


Солидаризировался ли Минск с Москвой по вопросу американской ПРО?

Но если гонка вооружений в регионе все же начнется, то у России достаточно возможностей обойтись и без белорусского плацдарма в вопросе размещения РСМД для ответа НАТО, полагает Поротников.

Он отмечает, что «при сегодняшнем уровне развития ракетных технологий 600 километров туда, 600 километров сюда не слишком много значат». Москва имеет такое вооружение, которое, если выдвинуть его на крайний запад российской территории, позволяет держать под прицелом всю Европу, отметил эксперт.

В частности, по его словам, «Искандеры» могут быть оснащены крылатыми ракетами увеличенной дальности. «А наличие у России военно-морских баз в Сирии, размещение там кораблей — носителей крылатых ракет автоматически ставит все европейские столицы под удар из бассейна Средиземного моря», — сказал Поротников.

 

Никакой конспирологии, просто приходится крутиться

Это не означает, конечно, что давление Москвы на Беларусь в контексте нового витка гонки вооружений исключено. Как считает ряд аналитиков, именно варианты поведения Минска в ситуации, связанной с распадом ДРСМД, могли интересовать прилетавшего сюда 29 августа Джона Болтона — слывущего ястребом высокопоставленного эмиссара Дональда Трампа.

Более того, парой дней позже госсекретарь Совета безопасности Беларуси Станислав Зась вдруг оказался в Варшаве в компании того же Болтона и глав советов безопасности Польши и Украины. Надо ли говорить, что Москва насторожилась.


Америка ищет общий язык с Лукашенко. Кремль нервно курит в сторонке

Теперь и министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей, и сам Зась усиленно заверяют публику (а прежде всего — Кремль), что никакой конспирологии ни в прилете американского ястреба в Беларусь, ни в сенсационном участии представителя белорусского Совбеза в варшавских посиделках искать не стоит.

Действительно, лишь очень воспаленное воображение может рисовать страшные картины перехода Лукашенко в лагерь проклятых западных империалистов. Но несомненно то, что Минск усиливает геополитическое лавирование, пытаясь нащупать дополнительные опоры для противостояния московскому прессингу.

Москва же сегодня продавливает «углубленную интеграцию», способную превратить Беларусь в сугубо марионеточное, бутафорское государство. Если удастся навязать Минску кабальный вариант апгрейда союзного договора 1999 года, то размещение российских баз здесь станет лишь вопросом времени.

 

Снова наедут на Сеть?

В этих условиях миротворческая ниша выглядит для Минска одним из вариантов внешнеполитического маневрирования. Так что желание максимально использовать для пиара трибуны всяких конференций вполне понятно. В частности, Лукашенко сегодня продвигал новую инициативу — «пояс цифрового добрососедства».

Но в одном из фрагментов выступления у белорусского руководителя вырвался пассаж, который мрачновато обрисовал специфику политического режима.


Лукашенко: «Николай, а что такое DarkNet?»

Оратор вдруг откровенно заявил: «Я так свободно говорю по вопросу интернета, потому что никто из вас меня не упрекнет, что мы хоть в чем-то ограничиваем интернет в Беларуси, хотя надо было бы. Но мы пока еще не знаем, как это сделать так, чтобы цивилизованное общество снова не подвергло нас санкциям. Поэтому мы пока не трогаем интернет, время терпит».

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Продвинутая отечественная публика тихо радовалась, что белорусские власти в плане удушения Сети не доходят до такого маразма, как российские. Оказывается, вопрос упирается в боязнь не нарваться на западные санкции.

Впрочем, среди аналитиков есть мнение, что Лукашенко, намекая на жесткие меры, прежде всего имел в виду пресечение гибридных информационных угроз со стороны восточной соседки. Однако по-настоящему подавлять ползучую информационно-пропагандистскую экспансию «русского мира» Минск как раз-таки не рискует и вряд ли пока рискнет.

Так что если дойдет до нового закручивания гаек в интернете, то, скорее всего, в очередной раз наедут на белорусские ресурсы, которые раздражают критикой, да прижмут социальные сети.

 Новости Беларуси Сегодня