Модернизация провалена. Лукашенко будет бороться против гидры и за молодежь

Фото пресс-службы президента Беларуси

Вот и сегодня Александр Лукашенко в большой речи на республиканском семинаре-совещании о повышении эффективности строительного комплекса, по сути, обрисовал колоссальный провал казенной модернизации, в которую вбуханы огромные деньги. В том числе кредитные, которые долго придется отдавать с лихвой.

Попутно скисает замысел придать белорусской экономике второе дыхание за счет кредитного и технологического сотрудничества с Китаем.

 

«Направление правильное, но исполнение — белорусское»

На семинаре-совещании по строительству 23 ноября Лукашенко отметил, что в предыдущие годы была проведена масштабная модернизация отраслевой промышленности, в это дело вложены колоссальные бюджетные и банковские ресурсы. «Вместе с тем, как и пять лет назад, сегодня вынужден говорить о ее неэффективности», — цитирует президента его пресс-служба.

То есть за пять лет не удалось толком ничего добиться при всем уже вошедшем в легенды и анекдоты жесточайшем спросе. Значит, проблема не столько в разгильдяйстве исполнителей, сколько в самой системе. Причем речь стоит вести не об отдельной отрасли, а об экономической модели в целом. Казенная экономика, руководимая волюнтаристскими методами, не работает.

Даже осторожный премьер Сергей Румас недавно, отвечая на вопросы парламентариев, подчеркнул: «Я сторонник того, чтобы инвестиционные проекты реализовывали бизнесмены, а не чиновники. Они лучше разбираются в рисках, рискуют своими деньгами, и поэтому, как правило, эти проекты оказываются более успешны».

О многолетней эпопее с модернизацией деревообрабатывающей отрасли Румас сказал при этом афористично: «…Направление правильное, но исполнение — белорусское».

Премьер знает, о чем говорит. На предыдущей должности, во главе Банка развития, ему пришлось вытягивать из ямы именно деревообработку, которую подвергли авторитарной модернизации по-белорусски — с посадками стрелочников, «крепостным» декретом, запретившим было увольняться из отрасли, и подобными прелестями.

При этом известно специфическое, настороженное отношение официального лидера к бизнесу, частной собственности. Сегодня, впрочем, Лукашенко заявил, что не против приватизации, в том числе иностранцами, но вопрос в цене и сохранении рабочих мест. Однако эти ритуальные фразы звучат уже не первый год.

Именно из-за частокола нереальных условий приватизация в Беларуси не идет. И некогда действительно привлекательные активы потихоньку превращаются в ржавый металлолом.

 

Троянский конь связанных кредитов

Впрочем, недавно глава государства заявил, что у нас много невыбранных коммерческих китайских кредитов, аж на семь миллиардов долларов. И вот толикой этих денег можно поделиться с толковыми частниками, которые «за 20-30 млн долларов создадут нам сотни тысяч рабочих мест».


Кто спасет мотовелозавод — «граждане России» или «китайские товарищи»?

Но эта щедрость стала проявляться, кажется, лишь на фоне большого пролета с китайскими деньгами и технологиями.

Независимые эксперты давно обращали внимание на то, что связанные китайские кредиты (с условием покупать китайское же оборудование, задействовать китайских строителей) — это троянский конь, капкан.

Да и Сергей Сидорский, будучи премьером, еще в 2010 году критиковал низкое качество китайского оборудования для модернизации цементных заводов: мол, «пришло некрашеное, немытое, нечищеное. Меня это настораживает».

Как выясняется, настораживало не зря. Сегодня Лукашенко, по сути, констатировал фиаско модернизации цементных и стекольных заводов. Признал, что заработать на полную мощность и обеспечить прибыльную деятельность у них пока не получилось: «Суммарные убытки трех цементных заводов по сравнению с прошлым годом выросли более чем в два раза и составили 220 млн рублей. Задолженность по кредитам и займам — более миллиарда долларов».

Попеняв на то, что в первом полугодии на предприятии в Красносельском (Волковысский район) новое китайское оборудование из-за ремонта простаивало больше 40 суток, президент подсказал выход: «Ну так замените это оборудование на свое, отечественное. У нас же машиностроительная страна».

Иными словами, теперь, прямо по Ильфу и Петрову (не путать с Петровым и Бошировым), придется искать деньги на ремонт провала, чтобы не слишком проваливался.

 

А вдобавок — удар по экологии

Только зачем было городить весь этот огород с китайцами? Кроме всего прочего, создаваемые ими предприятия явно не добавляют постчернобыльской Беларуси экологического благополучия.

Взять хотя бы построенный и запущенный было китайской корпорацией САМСЕ Светлогорский завод беленой целлюлозы, к которому уже намертво приклеился эпитет «вонючий». Сейчас производство приостановлено, и наверху, похоже, сильно чешут затылок. Это тот случай, когда, как говорят белорусы, «не мела баба клопату, дык купіла парася».

Похожий сюжет разворачивается в Бресте, где также китайский подрядчик строит аккумуляторный завод, который вызывает тревогу за здоровье у местных жителей.

Почти 37 тысяч подписей против строительства завода были переданы в Администрацию президента в феврале. Но пока власти предпочитают винтить активистов протестов (дошло до анекдота, когда повязали человека в костюме лиса, всего лишь раздававшего детям шарики). Чиновники уверяют, что предприятие не представляет опасности, однако то же твердили до поры до времени и про светлогорский завод.


Куда пристроить энергию БелАЭС? Десять смелых идей для правительства

Впрочем, сели в галошу не только с китайскими деньгами и технологиями. Похоже, что еще одним эпик фейлом белорусского руководства, саркофагом погребенных средств станет Островецкая АЭС.

Ради ее строительства Беларусь влезла в огромные долги перед Россией. А вдобавок вдрызг рассорилась с Литвой, которая в отместку торпедирует подписание соглашения о приоритетах партнерства Беларуси с ЕС.

Сейчас же выясняется, что наверху толком не представляют, куда девать грядущий сумасшедший избыток электричества.

 

Из-за отсталости руководства отстает страна

Кроме всего прочего, Лукашенко сообщил на совещании, что в последние годы идет серьезный отток специалистов-строителей: «За пять лет отрасль потеряла более 50 тысяч рабочих, лучших рабочих. Они уезжают на заработки за границу».

Каков выход? По словам президента, «путь один — платите им нормально».

Теоретически верно. Но на практике ведь во всех соседних странах, кроме Украины, заработки объективно выше. Так что вертикаль здесь чудес не сотворит.

Белорусам не хватило 30 копеек до средней зарплаты в 1000 рублей

Она вон, несмотря на щелканье президентского бича, никак не дотянет среднюю зарплату по стране до несчастной тысячи рублей. И уж никак не создашь строителям или другой категории трудяг некий особый оазис благодатного материального вознаграждения, если экономика в принципе малоэффективная, скажем прямо — отсталая по меркам ХХІ столетия.

Между тем официальный лидер уже думает о грядущей, как он на днях выразился, «политической вакханалии», прежде всего — президентских выборах.

Больших экономических достижений нет и не предвидится, поэтому можно спрогнозировать, что одним из главных в предвыборном пиаре снова будет мотив борьбы с коррупцией.

Сегодня Лукашенко тоже негодовал по поводу вопиющих примеров разгула этой гидры и отдавал распоряжения в духе «всех до единого в следственный изолятор, надеть наручники».

Также сегодня стало известно, что на Новый год готовится встреча президента с молодежью во Дворце независимости.

Здесь вспоминается недавняя встреча там же с юношами и девушками по случаю столетия ВЛКСМ. От мероприятия веяло казенщиной. И даже на официальной видеокартинке мозолили глаза бдящие охранники между президентом и молодежью. И это при том, что отбирали на встречу самых лояльных, правильных юношей и девушек.


Лукашенко с комсомольским значком. Почему власти Беларуси криво трактуют историю

Понятна тревога властей, что они упускают молодежь. Но ее не привлечешь такими мероприятиями в духе советского нафталина. Молодежь живет в другой реальности, в гаджетах, девайсах.

Межу тем власти зажимают интернет. Министр информации Алесь Карлюкевич напомнил, что с 1 декабря комментаторов в сети будут идентифицировать по номеру мобильного телефона. Министр также сказал, что, вероятно, понадобятся новые изменения в закон о СМИ. Судя по контексту, речь идет о еще более жестком регулировании Сети.

Власти не успевают переписывать законы, пытаясь догнать и захомутать прогресс технологий. Но не догонят. Печально, однако, что из-за отсталости, ретроградства правящей верхушки отстает от передового мира вся Беларусь.

 Новости Беларуси Сегодня