Добро пожаловать на «Титаник»: чем для Порошенко обернется «большая кооперация» политсил



Добро пожаловать на "Титаник": чем для Порошенко обернется "большая кооперация" политсил

Информация о проведении переговоров между участниками «стратегической семерки» ночью 27 февраля и о достигнутой договоренности, опубликованная «Главкомом», весьма близка к достоверности.

Так считают эксперты, опрошенные «Вестями»: о том, что переговоры (особенно финальный раунд), будут проведены в ближайшее время, говорил и информационный «шантаж» посредством слухов о досрочных выборах парламента, и данными о переговорах между Петром Порошенко и Юлией Тимошенко, «слитыми» около двух недель назад.

«Вести» выяснили, как именно состоится переформатирование власти перед выборами, и какие риски несет в себе такой общий проект.

РИСКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Власть ждет переформатирование: в условной «новой коалиции» президентское окружение, а также Юрий Луценко и Виталий Кличко получат 50% списка, еще 30% распределят между собой Арсений Яценюк и Арсен Аваков. Владимиру Гройсману (его, по словам депутата Виктора Чумака, даже дали шутливое прозвище «Вова-20%» за требование своей квоты в общем списке), достанутся те самые 20%. Все отдельные партии и политпроекты — «УДАР», «Нарфронт» и «Винницкая европейская стратегия» Гройсмана — сливаются в единый проект.

У подобного объединения, которое уже успело получить ироничное прозвище «Титаник», есть свои риски. Во-первых, глобальный антирейтинг большинства участников: «Каждое политическое движение Яценюка идет в минус его партии. В какой-то момент его даже начали прятать, задвигать, чтобы он не наносил ущерб», — сказал «Вестям» политолог Андрей Золотарев.

Чуть меньшим антирейтингом обладают Владимир Гройсман и сам Петр Порошенко (впрочем, по поводу президента у социологов есть различные данные). Второй аспект — неясно, кто будет гарантом договоренностей. «Таковым может быть либо лично Петр Порошенко, либо Александр Турчинов — он также присутствует в команде, и, по ряду сообщений, занимается округами и взаимодействует с нардепом Викторией Сюмар по информационной стратегии, — сказал «Вестям» политолог Алексей Якубин. — И если на каком-то этапе Петр Порошенко решит сорвать часть договоренностей — например, не давать 20% Гройсману — тому не к кому будет апеллировать, дабы защититься».

В свое время президент уже нарушил договоренности с Виталием Кличко о формировании списка в формате «50/50», «размыв» его часть списка (и сманив значительную часть депутатов от УДАРа). И риск увеличивает именно тот факт, что «арбитром» сделки будет ее же непосредственный участник и бенефициар.

КТО ВЫИГРАЛ, А КТО — ПРОИГРАЛ

В том, что бонус от договоренности получает именно Петр Порошенко, сомнений нет. Главная задумка такой договоренности — именно не-участие основных фигурантов в президентской кампании. «Гройсман или Луценко, двинувшись в президенты, размывали бы рейтинг Порошенко — а ему в 1 туре каждый процент важен. Вот он и купировал возможности для выдвижения «конкурирующих фирм», — уточнил Якубин. — Но тут важно, чтобы все участники выдерживали договоренности: не получится ли, что, наблюдая снижение рейтинга Порошенко ближе к лету, часть «партнеров» пойдет к другим участникам кампании — прежде всего, Юлии Тимошенко — на сепаратные переговоры?»

Это подозрение лишь усиливает тот факт, что Петр Порошенко имеет склонность пересматривать достигнутые договоренности, и нынешний «праздник» явно может быть не вечным. «Комбинация явно выигрышная для Виталия Кличко, который сохраняется в нынешнем политическом цикле и имеет виды на следующий. Однако и его в последний момент могут «прокинуть» — если это удалось сделать единожды, почему бы не повторить? — задается вопросом политолог Сергей Быков. — А вот Гройсману и Яценюку будет вполне комфортно в такой конструкции, тем более, что у них явно уже около года идет совместная игра».

На коротком этапе, конечно, партнеры получат удовлетворение своих кадровых амбиций. По данным «Вестей», НФ продолжает просить для себя должности омбудсмена и главы Счетной палаты (также в списке — минимум один замглавы НБУ, эту позицию, впрочем, категорически отрицает Яценюк).

Что также важно, в раскладе не учитывается закулисное влияние олигархов. Тот же Игорь Коломойский, хоть и ослабил влияние внутри Украины в последнее время, сохранил медиа-ресурсы и желание участвовать в политике. То же касается Дмитрия Фирташа, который был гарантом достижения формата «первой пост-майданной власти» (при его участии была достигнута та самая договоренность между Кличко и Порошенко о распределении квот 50/50%, и выдвижении Петра Порошенко на президентский пост при не-участии Кличко — иначе боксер мог бы и проиграть Юлии Тимошенко).

«Теперь он ведет переговоры уже с самой Тимошенко — есть данные о ряде встреч, проведенных ими с лета-2017. Правда, есть ли достигнутые договоренности между ними, пока неясно», — заключил Алексей Якубин.

Скандальные новости