Хватит ли ДТП с Кулебой?

На опасный перекресток в Чабанах, где в 29 авариях не раз травмировались и гибли люди, обратили внимание только после того, как в аварию попал высокопоставленный чиновник, который грубо нарушил ПДД, проехав на красный свет.

24 ноября в Чабанах под Киевом попал в ДТП уполномоченный президента по правам ребенка Николай Кулеба. Это случилось на перекрестке улиц Машинобудівників (с.Чабаны) и Киевской (с.Гатное). 29-ая по счету авария на этом перекрестке снова доказала эго повышенную аварийность. О проблеме этого перекрестка патрульная полиция не раз сообщала в Службу автомобильных дорог Украины, которая отвечает за безопасность дороги международного значения М-05 (Одесской трассы), но пока так ничего и не изменилось. Поэтому «Цензор.НЕТ» решил разобраться, что нужно сделать, чтобы аварийный по умолчанию перекресток, как пишут в соцсетях многие водители, которые ездят там каждый день, перестал калечить людей и отнимать их жизни.

«ТАКИЕ АВАРИИ — СТАНДАРТ»

Авария, в которой пострадал сам 47-летний Николай Кулеба, а также его сыновья, 19-летний Тимофей и 10-летний Елисей, и 21-летний водитель микроавтобуса «Фольксваген», с которым столкнулась «Тойота» Кулебы, произошла средь бела дня, при нормальной видимости. Как сказал в комментарии «Цензор.НЭТ» эксперт общественной организации «Национальная платформа безопасности движения» Валерий Вербицкий, Кулеба выезжал из Чабанов, двигался в сторону Гатного. «Он выехал на красный – запрещающий сигнал светофора, – уточнил Валерий Вербицкий. – Сначала объехал все автомобили справа, остановился левее, а потом посмотрел налево, там автомобили остановились. Соответственно, по логике вещей он подумал, что дело они тоже остановятся. Но они не остановились, потому что у них зеленый горел. Он поехал – и в крайней правой полосе случилось столкновение микроавтобуса и автомобиля «Тойота Камри».

На видео, которое есть в Интернете, видно, что «Тойота» сначала остановилась на красный свет, выехав при этом за ограничительную линию, а потом поехала, хотя свет так и оставался красным. В это время справа на зеленый свет на большой скорости ехал микроавтобус «Фольксваген», который и врезался в «Тойоту», в которой, кроме самого Кулебы, также были двое его сыновей. Сейчас все участники аварии находятся в лечебных учреждениях.

О том, что он с сыновьями сейчас находятся в больнице, сообщил в своем посте в «Фейсбуке» сам Николай Кулеба. Он и его старший сын – в «Феофании», младший – в «Охматдете». В больнице – Киево-Святошинской районной – и водитель микроавтобуса. По последним данным, состояние Кулебы, у которого сотрясение мозга и многочисленные травмы, стабильное – его собираются переводить в обычную палату. Его старший сын, который пострадал больше всех (удар микроавтобуса пришелся на правый – пассажирский – бок «Тойоты»), до сих пор пребывает в коме и находится в реанимации. Жизни водителя микроавтобуса ничего не угрожает.

Как сообщили «Цензор.НЕТ» в ГУ Национальной полиции в Киевской области, уголовное производство открыто по факту самого совершения ДТП (ч. 2 ст. 286 – нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами). «Подозрений пока никому не предъявили, – пояснил в комментарии нашему изданию руководитель пресс-службы ГУНП в Киевской области Николай Жукович. – Это можно будет сделать только после того, как будут проведены все технические экспертизы по ТС, официально изучены все видеозаписи, а также опрошены свидетели. А также когда у нас будет окончательное заключение судебно-медицинской экспертизы о тяжести телесных повреждений, полученных в результате этого ДТП как водителями, так и пассажирами».

По его словам, сейчас проводятся следственные действия, автомобили участников ДТП изъяты. «Кроме технических экспертиз будут еще проведены следственные эксперименты: как кто двигался, когда двигался, как на том перекрестке горели светофоры, правильно ли они работали или нет, – говорит Николай Жукович. – Все это нужно выяснить, чтобы понять, был там сбой в работе светофоров или нет. И все это будет установлено следственным путем».

Пока полиция проводит расследование, пользователи соцсетей пытаются разобраться, кто и насколько виноват в этой конкретной аварии, а также что необходимо сделать, чтобы этот перекресток перестал травмировать людей. Кстати, о том, что перекресток улиц Машинобудівників и Киевской изначально был аварийным, жители Чабанов говорили с момента, как он заработал. Вопросы, на которые общество хочет получить ответы, стараясь отыскать их самостоятельно, можно сгруппировать так: была ли возможность у участников аварии ее избежать и почему этого не было сделано, а также как нужно урегулировать движение на этом перекрестке, чтобы реально снизить его аварийность. Кто-то вспомнил, что перекресток в Чабанах открывали трижды: в декабре 2014-го – всего на 2 недели, в декабре 2016-го – уже на месяц, и в декабре 2017-го, но тоже не окончательно. При этом, мол, каждый раз после открытия было по 2-3 аварии с погибшими.

«Я там живу, знаю этот перекресток, – поясняет Артур Соколов – Все дело в том, что, когда стоишь в крайнем правом, там зеленая стрелка, и обычно чтобы не держать поворачивающих направо, все протягивают немного вперед. Но там ты уже не видишь светофор и соответственно ориентируешься по движению машин. И вот вроде все остановились, и ты едешь, но на трассе стрелка в сторону Чабанов, и останавливается только один крайний левый ряд, а остальные летят. Такие аварии стандарт, я сам, когда только переехал туда, чуть не влип, это действительно проблема плохой организации движения, там просто нужны дублирующие светофоры».

Киевлянин Игорь Черкашин отметил, что «люди годами боролись за этот выезд из Гатного. И именно чиновники и мажоры мешали восстановлению этого регулированного перекрестка, видите ли, приходится стоят на светофоре, опаздывать по государственным делам… Пока не будет сделана развязка, которая уже давно запланирована, это единственный нормальный выезд из села! Нужно быть внимательным и соблюдать правила. Ну и быстрее строить развязку, а не закрывать светофор…»

Согласен с ним и заместитель командира роты в патрульной полиции Андрей Куцевич, который уточняет, что там сначала нужно откорректировать светофорный объект, учитывая плотность транспортного потока, поскольку транспортным средствам, которые едут в сторону Одессы и на этом перекрестке поворачивают налево, дается крайне мало времени для выполнения маневра, что часто провоцирует водителей нарушать, т.е., пытаться проскакивать.

НАДО БЫЛО ПРОСТО ОСТАНОВИТЬСЯ НА КРАСНЫЙ СИГНАЛ СВЕТОФОРА

Но была ли возможность избежать этой аварии у обоих участников ДТП? Как сказал в комментарии «Цензор.НЕТ» Вадим Володарский – адвокат, который специализируется на автомобильных делах, однозначно для водителя «Тойоты» в этой ситуации надо было просто не ехать на красный. «Я исхожу из того видео, которое видел в интернете вчера. Фактически там произошло следующее, – поясняет он. – Что сделал чиновник, который был за рулем «Камри»? У меня такое впечатление, что он попытался в правом ряду выехать дальше, но потом увидел, что дело ему сигналят те, кто в правом ряду и им надо направо (а там стрелка есть направо). И он решил выехать на перекресток, чтобы потом поехать дальше. Т.е., не было такого, что он прямо без остановки пер на красный. А потом, по всей вероятности, водитель «Тойоты» оказался уже за светофором. Не видя этого светофора, просто неправильно оценил просто обстановку (там какое-то время не было автомобилей дело) – и подумал, что в его направлении уже можно ехать. И поехал. А на самом деле там еще красный горел. Но в любом случае с его стороны нарушение однозначно – движение на запрещающий сигнал светофора».

Согласен с коллегой и адвокат Станислав Шевченко. «В наличии несоответствий требованиям Правил дорожного движения Украины в действиях водителя Кулебы не возникает никаких сомнений, – поясняет он «Цензор.НЕТ». – В соответствии с требованиями п. 8.10 ПДД в случае подачи светофором сигнала, запрещающего движение, водители должны остановиться перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линия, за которую заехал автомобиль «Тойота», – авт.), дорожным знаком 6.62 «Место остановки», если их нет, перед светофором.

При этом многие водители, нарушая указанное требование ПДД, пытаются оправдать свои действия выполнением требований п. 8.11 ПДД, согласно которому водителям, которые при включении желтого сигнала не могут остановить транспортное средство в месте, предусмотренном п. 8.10 ПДД, не прибегая к экстренному торможению, разрешается двигаться дальше при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Однако, как мы видим из видеозаписи, автомобиль Кулебы приближается к светофорному объекту, когда на том уверенно горит красный сигнал светофора. Поэтому единственным действием водителя во избежание ДТП должна была стать остановка перед стоп-линией».

Что касается водителя микроавтобуса, по словам Вадима Володарского, там надо назначать экспертизу. «Дело в том, что у нас на самом деле существует очень старая проблема при расследовании ДТП, когда начинают искать вину того, кто ехал, соблюдая Правила дорожного движения, – говорит он. – Вот вроде есть однозначный виновник – нарушитель приоритета, который в этой ситуации ехал на красный и еще что-нибудь подобное. Но у нас начинают относительно второго водителя выяснять, а мог ли он избежать ДТП. Таким образом фактически либо полностью, либо частично перекладывая на него ответственность. Это очень старая проблема, которая тянется еще с советских времен, которая отчасти обусловлено формулировкой некоторых положения ПДД».

Как видно из видеозаписи, с момента возобновления движения автомобилем «Тойота» до момента столкновения прошло не менее 4 секунд. «На практике, – добавляет Станислав Шевченко, – если аварийная ситуация продолжается больше, чем 2,6-3 секунды, то, как правило, водитель при соблюдении разрешенной скорости движения имеет техническую возможность своевременно остановиться и избежать столкновения. Однако каждая дорожная ситуация разная и необходимо учитывать много факторов.

В частности, на видео можно увидеть, что автомобиль «Фольксваген», который допустил столкновение, движется по крайней правой полосе движения, а слева от него движутся другие транспортные средства: в крайней левой полосе движения седан темного цвета (скорее всего «Ауди»), поворачивающий налево, а по среднему ряду – микроавтобус светло-желтого цвета (скорее всего «Фольксваген Т4»), который также едет прямо. В этой ситуации орган досудебного расследования будет устанавливать, не ограничивали ли эти транспортные средства обзорность водителю автомобиля «Фольксваген» (который столкнулся с «Тойотой») слева от него. Если эти транспортные средства видимость определенным образом ограничивали, то момент возникновения опасности для него будет отсчитываться от того места, где объективно он мог обнаружить автомобиль Тойота, который двигался по перекрестку.

Также в данном случае имело место так называемое «перекрестное столкновение», когда транспортные средства столкнулись под углом 90 градусов друг к другу или близко к тому. В таком случае экспертами-трассологами может быть установлена минимальная величина скорости движения автомобиля «Фольксваген» по расходам кинетической энергии на деформацию деталей автомобилей и их перемещению до места конечной остановки. Но это также возможно при наличии определенной следовой информации».

Если говорить об этом конкретном перекрестке, то автоадвокат Вадим Володарский отмечает, что место это действительно исключительно аварийное. «Даже у меня сейчас есть в работе дело по ДТП на этом же перекрестке, – отмечает он. – На самом деле в идеале там надо делать развязку, чтобы не было этого перекрестка на одном уровне, но это дело не быстрое. Поэтому, если прямо сейчас такой возможности нет, как минимум там надо менять режим работы светофоров». Станислав Шевченко добавляет, что многоуровневая развязка действительно была бы наиболее безопасной на этом перекрестке, но такое решение проблемы в то же время является и наиболее затратным. «Менее эффективно, но и менее затратно, – добавляет он, – автоматизированная фиксация правонарушений на данном участке дороги с достаточным количество информационных знаков в применении такой фиксации и одновременное усиление ответственности за проезд на красный сигнал светофора».

По словам эксперта «Национальной платформы безопасности движения» Валерия Вербицкого, Нацполиция давно должна была связаться с дорожными службами, которые занимаются обслуживанием светофоров, и совместными усилиями урегулировать эти моменты.

В Управлении патрульной полиции Киевской области «Цензор.НЕТ» пояснили, что неоднократно обращалось в Службу автомобильных дорог в Киевской области, а их последнее предписание датировано 30 сентября этого года. В нем – 2 основных требования: внести изменения в существующий режим светофорного регулирования и в существующую схему организации дорожного движения.

По словам начальника отдела безопасности дорожного движения УПП в Киевской области майора полиции Богдана Завалецкого, этот перекресток действительно имеет свою историю. Светофор на этом отрезке автодороги был установлен в 2018 году, однако сначала он был выключен, а окончательно начал работать только в августе. «Но в сентябре прошлого года, – поясняет Богдан Завалецкий «Цензор.НЕТ», – на участке автодороги М-05 «Киев-Одесса», км 15 +150 м жителями близлежащих населенных пунктов была проведена предупредительная акция протеста, которая как раз и была посвящена решению проблемы светофорного регулирования на 15-ом километре этой трассы (это и есть перекресток Чабаны-Гатное). Тогда же в сентябре была разработана временная схема организации дорожного движения с возобновлением работы светофорного регулирования на этом перекрестке, которая будет действовать во временном режиме до строительства двухуровневых транспортных развязок в разных уровнях на км 15 +390 м и на 21 км +847 м».

По словам Богдана Завалецкого, с 1 января по 24 ноября этого года на перекрестке, где произошла авария при участии автомобиля «Тойота Камри», за рулем которой был детский омбудсмен Николай Кулеба, произошло 28 дорожно-транспортных происшествий, из которых 9 ДТП с пострадавшими. При этом 12 человек получили телесные повреждения и 1 человек погиб. А также 21 ДТП, в результате которых участникам дорожного движения причинен материальный ущерб. Одной из причин совершения ДТП на данном перекрестке, по мнению патрульных полицейских, является невыполнение требований сигналов регулирования, в результате чего произошло 8 аварий.

Как сообщили «Цензор.НЕТ» в пресс-службе патрульной полиции Киевской области, в мае этого года было выездное совещания Службы автомобильных дорог Украины, патрульных и балансодержателей дороги, на котором обсудили идеи, как можно обеспечить безопасность движения на этом участке дороги. И уточнили, что работы для урегулирования на этом участке Одесской трассы дорожного движения балансодержатели совместно с САД должны были проводит летом. Патрульные промониторили ситуацию в сентябре и добавили еще несколько требований. Основное – изменить разметку, разрешив в сторону Одессы с крайней левой полосы двигаться только налево, а движение прямо запретить.

Кстати, авторы материала немногим ранее тоже проезжали этот перекресток и собственными глазами видели, что это требование выполнено. Тем не менее, это никак не упреждает аварии. Да и люди говорят совершенно о другом требовании – изменить сам режим работы светофорного объекта. Но вот есть ли это требование в предписании патрульных полицейских, нам не сказали.

Как отметил на своей странице в «Фейсбуке» глава общественной организации «Национальная платформа безопасности движения» Алексей Павловский, очевидцы и местные жители утверждают, что на этом перекрестке чуть ли не каждый день случаются дорожно-транспортные происшествия. И местные власти, для удобства жителей новостроек, не хотят его убрать.

Тем не менее, убрать там перекресток – вовсе не выход, потому что это на сегодняшний день – единственный удобный способ попасть как в Чабаны со стороны Киева, так и в Гатное, если ехать, наоборот, в сторону Киева. Понятно, что двухуровневая развязка – это было бы круто. Но пока до ее строительства у соответствующих служб дойдут руки и, самое главное, найдутся на это деньги, людям приходится пользоваться временным перекрестком со светофорным регулированием. Сколько еще жутких аварий успеет там произойти?

Лариса Усенко, для Цензор.НЕТ, Татьяна Бодня, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3161780 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ