Как идет расследование пожара в лагере «Виктория», в котором погибли дети

Более полугода прошло с то страшной сентябрьской ночи, когда во время пожара в одесском детском спортивно-оздоровительном комплексе погибло трое детей. Но до сих пор нет ответа на множество вопросов. Среди которых главный – что стало причиной этой трагедии и кто ответит за смерть девочек.

«Цензор.НЕТ» неоднократно писал о расследовании. На этот раз нам удалось выяснить подробности того, какую роль в случившемся сыграли чиновники и почему их подозревают в расхищении бюджетных денег при реконструкции лагеря. А также прояснит ситуацию с экспертизой, на которой настояли родители погибших детей, поскольку посчитали, что похоронили не своих дочерей.

НА ИЗУЧЕНИЕ ВСЕХ НЮАНСОВ ТЕНДЕРА МОЖЕТ УЙТИ ЕЩЕ БОЛЕЕ ПОЛУГОДА

После пожара в «Виктории» полицией было открыто три уголовных производства. В одном из них сейчас проводится ряд экспертиз, которые должны ответить на вопросы, были ли хищения при закупке древесины, каким было ее качество и была ли она обработана специальными средствами, защищающими от возгорания. Об этом «Цензор. НЕТ» рассказал начальник ГУ Нацполиции в Одесской области Дмитрий Головин.

Дмитрий Головин

На сегодняшний день закончено досудебное следствие в уголовных производствах по подозрению директора лагеря Петроса Саркисяна по ч. 2 ст. 270 (нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности) УК Украины и ответственной за пожарную безопасность старшей воспитательницы Натальи Янчик по ч. 2 ст. 137 (ненадлежащее выполнение обязанностей относительно охраны жизни и здоровья детей) Уголовного кодекса, обвинительные акты направлено в суд для рассмотрения дела по сути.

«По версии следствия ответственность за произошедшее несет Саркисян, – рассказал Дмитрий Головин. – Он находится под арестом. Воспитательницу Янчик по решению суда передали на поруки народных депутатов».

Продолжается расследование уголовного производства, открытого по ч.3 ст.191 (присвоение или растрата чужого имущества или завладение чужим имуществом должностным лицом путем злоупотребления служебным положением, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц) и ч.1 ст.366 (составление, выдача должностным лицом заведомо ложных официальных документов или внесение в них заведомо ложных сведений и иная подделка бумаг) Уголовного кодекса Украины.

«Речь идет о подозрении в фальсификации официальных документов, в растрате и присвоении бюджетных средств должностными лицами нескольких предприятий, участвовавших в проведении реконструкции детского оздоровительно-спортивного комплекса «Виктория», по предварительному сговору с чиновниками управления капитального строительства Одесского горсовета в период с июля 2015 года по июль 2016″, – отметил Дмитрий Головин.

В настоящее время назначены экспертизы по строительству и тендера, но на их проведение, по словам главы ГУ Нацполиции в Одесской области, может уйти более полугода.

Одна из основных задач, которая стоит перед экспертами, выяснить, соответствуют ли материалы, которые были использованы для возведения корпусов лагеря, заявленным в документах. Ведь активисты, которые проводят собственное расследование причин трагедии, как и родители погибших детей, неоднократно подчеркивали, что на этапе реконструкции лагеря было много финансовых махинаций, в результате которых использованы более дешевые материалы, а значит, более пониженного качества, что тоже могло стать причиной такого масштабного пожара.

По словам Дмитрия Головина, сообщение о подозрении в этом уголовном производстве в настоящее время не предъявлено никому. Однако отдельные нарушения установлены. Прежде всего, речь идет о том, что одно из предприятий подало ложные сведения о наличии работников. А при осуществлении процедур гозакупок различными участниками тендера было подано одинаковые технические паспорта на оборудование. Причем оборудование, которое использовалось для осуществления соответствующих строительных работ, частично арендованное и было предоставлен заказчику третьими лицами.

Кроме полиции, еще часть уголовных производств, непосредственно связанных с «Викторией», расследует прокуратура.

 

ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ ЧАСТИЧНО НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Отвечая на запрос «Цензор.НЕТ», в прокуратуре Одесской области сообщили, что продолжается ряд экспертиз: судебная строительно-техническая, судебно-экономическая относительно общих сумм перечисленных средств по договорам по реконструкции лагеря, почерковедческая экспертиза подписей, содержащихся в актах выполненных работ, заключенных между подрядными организациями, а также комплексная пожарно-техническая и химическая экспертизы на предмет горючести древесины корпусов лагеря. По требованию экспертов правоохранительными органами предоставляэтся необходимая информация.

По результатам строительно-технической экспертизы при расследовании производства по ч. 2 ст. 270 УК Украины (нарушение установленных законом требований пожарной безопасности, повлекшее гибель людей) специалистами установлено, что выполненные работы по строительству (реконструкции) корпусов частично не соответствуют проектной документации и требованиям нормативно-правовых актов в сфере строительства.

«При вмешательстве прокуратуры Главным управлением ГСЧС в Одесской области внесен иск в окружной административный суд о полной остановке деятельности лагеря в связи с выявленными нарушениями, – говорится в ответе на запрос «Цензор.НЕТ». – Иск в январе удовлетворен, и деятельность лагеря полностью остановлена.

Кроме того, в ходе расследования установлено, что между субподрядными организациями, привлеченными к реконструкции, в мае 2015 года заключен договор подряда на выполнение монтажных и пусконаладочных работ по автоматической установке пожарной сигнализации, а также выполнение в заведении работ по огнеупорной обработке деревянных и металлических конструкций общей стоимостью 700 тысяч гривен».

В то же время, подчеркивают в прокуратуре, несмотря на предписания Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, в течение 2015-2017 годов руководством лагеря и должностными лицами Одесского городского совета не приняты меры, направленные на инициирование и заключение договоров на техническое обслуживание имеющейся автоматической противопожарной системы, как и вывода сигнала вот приятно-контрольного прибора системы на пульт круглосуточного противопожарного наблюдения и т.д.

В ходе выделенного уголовного производства по ч. 2 ст. 270 УК Украины в настоящее время устанавливается возможная причастность других лиц к нарушению норм, в том числе отключению сигнализации в лагере, которая, по данным следствия, в день возникновения пожара срабатывала несколько раз.

На данный момент в суд направлен обвинительный акт в отношении экс-начальника Киевского райотдела ГСЧС в Одесской области Леонида Бондаря и инспектора этого ведомства Дяченко. Как стало известно «Цензор.НЕТ», в среду, 28 марта, должно состояться предварительное судебное заседание, на котором будут рассматривать вопрос бездеятельности этих двух чиновников. Они, по версии прокуратуры, которая расследует криминальное производство по 367-ой статье (служебная халатность), косвенно тоже причастны к смерти детей.

 

РОДИТЕЛИ НАСТОЯЛИ НА ЭКСПЕРТИЗЕ ДНК, ПОЛАГАЯ, ЧТО ДЕТЕЙ ПЕРЕПУТАЛИ

Тем временем в пострадавших семей к следствию остаются вопросы. В частности, еще во время похорон девочек у их родителей возникло сомнение в том, что им правильно выдали обгоревшие детские останки. Так, родители погибшей Сони Мазур обратили внимание на то, что в заключении эксперта было указано, что у девочки имеются верхние четвертые зубы, тогда как незадолго до поездки в лагерь Соне ых удалили. Именно поэтому семьи настояли на проведении процедуры эксгумации. Она была проведена 12 февраля, а после этого тела погибших детей отправили в Харьков для проведения молекулярно-генетической экспертизы.

Как сообщила «Цензор.НЕТ» Татьяна Сягровец, адвокат пострадавших семей, часть результатов этой экспертизы они уже получили, но комплексного заключения пока нет. «Мы надеемся, – сказала адвокат, – что к Пасхе получим все результаты, и родители будут иметь возможность захоронить тела девочек. Если коротко, то по ДНК у нас все совпало, но мы так и не знаем, почему была разница по зубам. Здесь нужно учесть, что проводилась комплексная экспертиза в Харькове, но часть исследований, видимо, по решению следствия, были переданы в Днепр. Из Днепра пришли результаты: ДНК фрагментов тел в виде конечностей, которые туда были направлено, соответствуют ДНК родителей погибших детей. А информацию относительно зубов должна дать харьковская лаборатория, эксперты которой обещают уложиться в первую неделю апреля».

Родители, по словам Татьяны Сягровец, забирать из Харькова тела детей не спешат – ждут, пока будет получен полный результат и все описано согласно процедуре. Нарушения, которые были выявлены, носят формальный характер. Но по какой причине первый эксперт перепутал право/лево, почему была описана рука, а это оказалась нога, непонятно. «Ответы на эти вопросы мы сейчас и ждем из Харькова, – продолжает юрист, – а пока у родителей остаются и другие вопросы к следствию».

Как утверждает Татьяна Сягровец, основная претензия пострадавших семей – в том, что не проведено досудебное расследование в части правильности эвакуации детей при пожаре. «Ознакомившись с материалами дела, – поясняет она, – мы отметили тот факт, что с момента начала возгорания здания до того момента, как пожар охватил корпус полностью, прошло около 15-20 минут. Этого времени достаточно, чтобы открыть все двери и перепроверить всех детей, пересчитав их буквально по головам. Но этого, к сожалению, сделано не было. И мы сейчас ставим вопрос о том, чтобы дело расследовали и в этой части. Либо объяснили родителям, почему никому не предъявлено подозрение. Ведь на самом деле там было достаточное количество взрослых, причем тех, кто по должностным обязанностям отвечал за безопасность детей. Родители будут настаивать, чтобы провели работу и в этом направлении в полном объеме».

Выясняя подробности в этом резонансном деле, мы обратились за комментариями и к главе Одесской областной администрации Максиму Степанову, который обещал держать расследование на личном контроле, но прошло больше месяца, а ответ на свой запрос так и не получили.

Когда случаются подобные трагедии, очень важно не дать забыть. Чтобы все причастные ответили в полной мере за каждого погибшего ребенка.

Татьяна Бодня, Виктория Сокур, для «Цензор.НЕТ»

 

Источник: https://censor.net.ua/r3057969 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ