В нынешних условиях очевидно, что заставить Константинополь отступить Москва уже не способна, ведь речь идет о будущем и авторитет самого Вселенского Патриархата: отступив, он похоронил бы одно и другое. Поэтому расчет на «коалицию» и что она изменит ситуацию в пользу РПЦ — бесполезен.
МП рассчитывает: А. — на мобилизацию других Поместных Церквей против Вселенского Патриархата и его решение.
Бы. — на финансовое давление из-за потери доходов, которые российские паломники (в т.ч. миллионеры и миллиардеры) приносили на Афон.
Об этом пишет в Фейсбуке архиепископ Черниговский и Нежинский, секретарь Священного Синода УПЦ КП Евстратий (Зоря).
Заседание Священного синода в Минске
1. От 2016 г. было ясно видно, что РПЦ стремится собрать вокруг себя коалицию Церквей — как противовес Вселенскому Патриарху. Коалиция оказалась слаба и мало эффективна, потому что ее участники были не столько верными Москве, сколько действовали вместе с ней через свои собственные интересы. Из 14 запланированных участников Собора на Крите Москву поддержали только 3, поэтому она изначально оказалась в меньшинстве.
В течение лета 2018 г. после параллельных дипломатических визитов переговорщиков от МП и от Константинополя в Поместные Церкви по поводу украинской автокефалии оказалось, что максимум, на который может рассчитывать Московская патриархия — это заявления о «глубокой озабоченности».
После провального визита Московского патриарха до Вселенского, после назначения Экзархов в Киев и реакции Синода РПЦ с частичным расторжением отношений двух Патриархатов — опять же, реакция Поместных Церквей была сдержанной, даже ближайшие к МП — ограничились «глубокой обеспокоенностью», НИ одна Поместная Церковь не приняла решений следовать примеру РПЦ и начать разрыв отношений с Константинополем.
Поэтому расчет на то, что сейчас Москва таки сможет сколотить какую-то анти-Константинопольскую коалицию — лишь бред, который кажется реальностью разве что из московских окон.
В нынешних условиях очевидно, что заставить Константинополь отступить Москва уже не способна, ведь речь идет о будущем и авторитет самого Вселенского Патриархата: отступив, он похоронил бы одно и другое. Поэтому расчет на «коалицию» и что она изменит ситуацию в пользу РПЦ — бесполезен.
2. Монастыри Афона находятся в прямом подчинении Вселенского Патриарха. Следовательно Синод РПЦ своим решением запретил всем своим мирянам и духовенству ездить туда.
При чем для прессы было несколько раз в комментариях официальными лицами МП подчеркнуто этот момент — и не случайно.
Известно, что ряд афонских монастырей, в первую очередь Пантелеймоновский (связан с РПЦ) и Ватопед, играют важную роль для «афонітів» — vip-паломников из России, чиновников высокого ранга и других богачей, ищущих там «эксклюзивной духовности». Таким был, кстати, и Янукович (за санкций он не может теперь въехать в Греции) и есть ряд лиц из его окружения.
«Афониты» до сих пор приносили монастырям, которые они посещали, немалые пожертвования, вычисляемые десятками миллионов евро. Поэтому запрещая верующим МП паломничества на Афон Синод РПЦ рассчитывает на то, что уменьшение таких значительных поступлений заставит монастыри Афона выступить против Вселенского Патриарха.
Не следует также забывать и о скандале, который возник не так давно, когда власти Греции официально выдворила российских дипломатов, а ряд структур РФ обвинили в систематическом вмешательстве во внутренние дела страны — говорилось, в частности, о подкупе Москвой греческих архиереев и ведущих лиц с Афона.
Расчет МП на этот рычаг влияния — тоже провальный, ведь греки давно уже обеспокоены разрастанием влияния России на Афоне. Они не хотят повторения ситуации столетней давности, когда у себя дома, через тотальную российскую присутствие, они часто не как хозяева, а как гости или подчиненные.
Также и Греция, несмотря на благосклонное отношение к России и лично Путина и в обществе, и в правительственных кругах, будет заботиться в первую очередь о своих интересах, которые заключаются в мире и стабильности на Балканах, что может быть обеспечено лишь вхождением всех стран региона в НАТО и ЕС. Россия же всячески подрывает этот процесс, провоцирует противостояние — тем самым вступая в прямую конфронтацию с Грецией, заставляя ее до жесткого противодействия.
Следовательно так же, как расчет Московского патриарха, что 31 августа он сможет «договориться» относительно Украины, был провальным — так провальная и выбранная Синодом РПЦ стратегия самовідлучення.
Отказ Кремля от пармезана и прошутто не заставила Европу отступить от санкций за агрессию в Украине. Тем более не заставит отступить Вселенского Патриарха отказ кремлевских бонз от паломничеств на Афон.
***
Главный редактор «Цензор.НЕТ» Юрий Бутусов:
Вчера последняя скрепа «русского мира» порванная руками московских раскольников из синода РПЦ, и в связи с этим возникает четыре вопроса священникам Московского патриархата в Украине:
1. Вы поддерживаете раскол в православии, который провозгласил синод РПЦ?
2. Вы поддерживаете вмешательство в дела церкви в Украине президента Путина, Совета безапасности РФ и всего российского государства?
3. Вы поддерживаете участие священников и послушников Московского в отрядах российских террористов и в убийствах украинцев, о чем рассказал полковник ФСБ Гиркин?
4. Вы понимаете, что только потому что вы сами молчите и продолжаете поддерживать «русский мир» и вмешательство церкви РФ церковь РПЦ идет на раскол, и только спустя продолжаются российские провокации?
Триста тридцать лет Российская империя строилась на государственной религии, которая превратила руководство РПЦ в государственных служащих, которые делали карьеру с помощью спецслужб и компромата.
И теперь синод принимали решения только после того, как их диктует Совбез РФ и светская власть.
В скором времени православную церковь может ждать последний удар — полный разрыв Вселенского патриархата с РПЦ. Официальный раскол станет последним гвоздем в крышке гроба российского влияния в Украине. Это самый вероятный сейчас и самый, наверное, закономерный и долгожданный сценарий.
Для России война в Украине стала поворотным моментом окончательного выбора, как в 19-м веке — «западничество» и «славянофильство»? «Русский мир» в кремлевской трактовке — это автаркия, откат на обочину цивилизации, разрыв со всеми европейскими ценностями вообще. И олицетворением этих вредных для русского мира ценностей стала все еще слабая и неустроенная Украина. Что такое Европа в материально плане они готовы понятий — а вот что такое Европа психологически — воспринять не могут и не хотят. Украина их бесит именно из-за того, что здесь действует то, что в феодальной России по-прежнему невозможно — свобода слова, свобода политической и общественной деятельности, политическая конкуренция, выборы. Но даже в нашем состоянии Украина добивает империю. Украина обнуляет разговоры о «славянской душе», «православном мире», а дизайнер видах монополии на человека и на власть.
Украина — это выбор свободы для всех и для каждого, для церкви, для религии и для совести. Но чтобы стать свободным, каждый должен открыто сделать этот выбор.
Евстратий (Зоря),
Юрий Бутусов, «Цензор.НЕТ»
Источник: https://censor.net.ua/r3091601 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ