Двузуб Святослава и оборотень для УСН, рыцарская перчатка для танковых войск, эдельвейсы и карпатские бартки для горной пехоты – новая символика и униформа Вооруженных Сил Украины уже официально утверждены. Изменение наименований воинских частей продолжается, так же как и отказ от советских воинских праздников. Кампания по ребрендингу армии наибольших масштабов набирает именно этого года.
Специальная рабочая группа из идеологического обновления украинской армии работает на волонтерских началах уже не первый год. Внештатный советник заместителя главы Администрации Президента историк Василий Павлов рассказал «Цензор.НЭТ» о ходе реформы.
ОДИН ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЙ ОФИЦЕР СПРОСИЛ: «ВЫ ВООБЩЕ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ДЕЛАЕТЕ?»
— И общество, и армия привыкают к новой униформы, эмблем, до новых названий частей. Расскажите в целом о план относительно того, что называют ребрендингом армии.
— Военно-историческая работа в Вооруженных силах Украины основана в апреле 2017 года. За этот год сделано много. В частности разработана законодательная база, план военно-исторической работы, чего раньше в принципе не было. За три летних месяца была подготовлена и накануне 6 декабря 2017-го подписано министром обороны Концепция военной истории Украины. Имеем полное содействие МО и Генштаба. На высшем уровне поняли, что мы должны избавиться от маркера врага – это и праздники, и форма, и символика, и ориентация на те или иные события.
Сейчас мы гораздо активнее рассказываем воинам о присвоении почетных наименований подразделениям, об изменении символики и формы. Это важно, потому что это реально первая волна за все годы независимости, когда изменения планируются и под них подкладывается идеологическая работа и все это завершается положительным результатом.
— Кое-кто относится скептически к таким масштабных обновлений в то время, когда экономика не на подъеме…
— Такое восприятие собственно из-за того, что такая работа ведется впервые за 26 лет. Армия может быть хорошо оснащена, в новой форме, сита и натренирован, но без идеологической работы в головах это будет армия-оккупант. Мы не имеем времени все делать по очереди. Надо одновременно перевооружать, переодевать армию, а параллельно – проводить идеологические изменения.
— Не тайна, что кое-кто из военных, особенно на первых порах, не воспринимал изменения. А кое-кто не воспринимает до сих пор. Вы это осознаете?
— Такая проблема есть. Но люди не воспринимают не потому, что они плохие, а потому, что попросту не знают этого. Информация для большинства военнослужащих в лучшем случае ограничивается школьным курсом по истории Украины, в худшем – знаниями, полученными еще во времена Советского Союза (с соответствующими идеологическими перекрученнями). Но когда с людьми начинаешь говорить и отвечать на их вопросы – иногда очень неудобные вопросы – то все постепенно становится на свои места.
Любая идеологическая работа требует времени. Когда у нас отбывала одна из первых встреч с десантом, то высокопоставленный офицер откровенно спросил: «Вы вообще понимаете, что делаете?» Я ответил, что понимаем. Далее он спросил: «Как быстро вы хотите получить результат?» Я сказал, что разъяснительная работа должна продолжаться 3-5 лет. Тогда он согласился, что мы адекватно оцениваем свои силы и возможности. То есть самым главным в идеологической работе является ее интенсивность и время.
— Как это происходит по алгоритму действий — чтобы было понятно, что действительно имеете трезвый план?
— Если взять работу по присвоению почетных наименований, для этого проводятся рабочие совещания в Генеральном штабе, Министерстве обороны и во всех госслужбах, где есть военные части, которые претендуют на то, чтобы получить почетное наименование. По результатам этой работы будет сформирован пул воинских частей, обладающими право и возможность получить новое наименование уже в этом году. Далее рабочая группа совместно с представителями воинских частей разрабатывать предложения. Будет решаться, какими именно будут эти почетные наименования. После этого проводится разъяснительная работа с личным составом. Затем, согласно законодательству Украины, должно состояться собрание в воинской части, решение протоколируется и дальше идет по инстанциям на командование, Генштаб и Минобороны и в конечном итоге к Администрации Президента. Только после этого выходит соответствующий Указ.
НОВЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ ЧАСТЕЙ: ОТ КОРОЛЯ ДАНИИЛА
— Как происходит собственно выбор наименований?
— Есть несколько основных принципов. Первое – это территориальный. То есть, по месту, где определенная часть дислоцируется – условно говоря, как Киевский зенитный ракетный полк. Другой принцип – когда воинская часть получает своего патрона. Например, 24 механизированная бригада им. короля Данила. Или имеет название по историческим регионом, к которому в/ч привязана. Так, как 1-ая Сиверская танковая бригада. Или название в честь воинской части, что отметилась в определенный исторический период — 72 отдельная механизированная бригада им. Черных Запорожцев. Или в честь приснопамятной события – Военный институт телекоммуникаций и информатизации им. Героев Крут.
— Вы заявляли, что военные 24-й Бригады им. короля Данила очень гордые из своего наименования.
— Они были очень горды. Это как раз тот случай, когда почетное наименование совпадает с желанием личного состава. Так бывает не всегда, но с 24-ю получилось именно так. Они себя еще до официального переименования стали называть «королевской пехотой». Появление таких неформальных названий свидетельствует о том, что новация понравилась личному составу.
— Были случаи, когда ваши предложения откровенно блокировали?
— Такие случаи бывают тогда, когда предоставляются предложение к переименованию в честь выдающегося деятеля, связанного с определенной частью территориально, но личный состав о нем ничего не знает, а потому и не воспринимает. Или может была уважаемый человек, а у нее не благозвучную фамилию. Однако это проблема нехватки разъяснительной работы, а не желание. Потому что был случай: одна бригада отказалась от наименования в честь одного исторического деятеля, чья фамилия не очень звучная, однако впоследствии сами предложили нам имя другого человека. Надеюсь, что через несколько месяцев мы сможем эту историю рассказывать открыто.
ВСЯ НОВАЯ СИМВОЛИКА УЖЕ ОФИЦИАЛЬНО УТВЕРЖДЕНА
— Изменение формы и символики – то, что наиболее заметно. Проведено титаническую работу, которая на сегодня уже завершена. Расскажите коротко: по каким принципам выбирали новые символы?
— Работа по изменению символики началась с 2015 года, ее проводила группа во главе с Виталием Гайдукевичем, к которой с 2016-го я неформально также вхожу. Те символы, которые на сегодня есть в Вооруженных Силах, официально утвержденные 20 ноября 2017 года Приказом министра обороны № 606. Суть изменений в том, чтобы современный украинский военный мундир с одной стороны не был архаичным, а с другой – чтобы обладал исконно украинские элементы. Так, на погонах офицерского состава есть зубчатка Галицкой армии. Ранее на погонах у офицеров были п’ятипроменеві советские звезды, то на теперешний момент – это ромбическая гетманская заря, ведущее свое начало от войска гетмана Павла Скоропадского.
На рукаве каждого украинского воина на данный момент является стилизованный трезубец, который использовался в армии УНР. Там, где это было возможным, мы позаимствовали и цветовую гамму этих трезубцев. Такие элементы привязывают украинскую армию в период 1917-1921 годов, а там, где это возможно, к периоду казачества или даже до эпохи Великого Княжества Литовского. Например, знак танковых войск — это латна рукавица с жезлом, символизирующим преемственность украинских танковых подразделений от тяжелой кавалерии времен Константина Острожского.
Так же много элементов взято из мировых традиций. Например, новый берет десанта цвета марун, — это символика, связанная с Архистратигом Михаилом. Во всех странах он является небесным покровителем парашютно-десантных частей. Для горной пехоты выбран цветок эдельвейса и карпатские бартки.
На рукавах министра обороны, начальника Генштаба появились две перекрещенные булавы как символа высшей военной власти.
Скоро должно состояться еще несколько знаковых моментов. На параде 2018 года украинская армия лишится последних рудиментов советской униформы.
— Опять-таки, были отдельные случаи, когда воины отказались воспринимать новую форму и символику по субъективным причинам. Скажем, десантник был против снять тельняшку, потому что его за нее пытали в плену. Другой пример – заявление морпехов, об отказе снять старые черные береты, потому что они уже омыты кровью этой войны.
— Это абсолютно индивидуальные моменты, которые с людьми надо проговорить. Есть компромиссы, на которые бойцы соглашаются идти. Есть компромиссы, на которые соглашается идти государство. В своей разъяснительной работе мы пользуемся помощью Главного управления морально-психологического обеспечения ГШ ВСУ, то есть военных психологов и политологов.
Однако в связи с тем, что у нас агрессия России продолжается, то места для подобных компромиссов меньше. На самом деле Десант очень быстро начал использовать новый цвет берета. Так же и Национальная гвардия, которая также получила новый цвет. Гордятся своими новыми беретами артиллеристы и танкисты.
ВОПРОС, КОТОРЫЙ ВИШИБАЄ ПОЧВУ ИЗ-ПОД НОГ: ЧТО ДЕЛАЛА КРАСНАЯ АРМИЯ ВО ВРЕМЯ ГОЛОДОМОРА?
— Впервые был представлен новый Военно-исторический календарь, но о нем гораздо меньше говорят, чем о смене символики. Почему?
— Военно-исторический календарь разрабатывался в Центре исследования гуманитарных проблем ВСУ. Долгое время в нем пытались совместить украинскую и советскую милитарные традиции. Постепенно стало понятно, что этого делать не стоит. Календарь на 2018 год был разработан теми же людьми. К этому присоединилось Военно-историческое управление Генерального штаба. Поэтому теперь этот календарь гораздо более украинский. Единственная проблема с ним в том, что нет средств для того, чтобы его распечатать. Он будет распространяться в электронном виде.
— Празднование 23 февраля отменено, но очевидно к этому еще долго привыкать. Что делаете с этим?
— 23 февраля отменен официально. В одном государственном учреждении или воинской части официально он не отмечается. Но наступает огромное количество «но». Есть немало людей, которые ментально находятся в Советском Союзе. Поэтому в этом году даже более-менее открыто кое-кто праздновал столетие создания Рабоче-крестьянской красной армии. При чем, некоторые из этих людей являются ответственными за обучение молодого поколения украинских офицеров. Что с этим делать? Единственное, что мы можем, это проводить разъяснительную работу, почему мы не можем считать эту армию на украинском. Если некоторые моменты люди воспринимают более-менее спокойно, то когда начинаешь говорить, что Красная армия была для Украины оккупационной, то у некоторых людей возникает нервотрепка: «Как это так, армию, в которой я служил, можно считать оккупационной?»
— Какие аргументы вы приводите им?
— Мы ставим вопросы, ответы на которые являются абсолютно прозрачными. Например, простой вопрос: Как называется ввод иностранных войск на территорию независимого государства? Агрессия. КАК называется следующий акт? Оккупация. А теперь давайте сравним, что делают российские войска на Донбассе сейчас, и что делала Красная армия в Украине в 1918-1921 годах? А что делала Красная армия на Западной Украине, начиная с 1944 года? Фактически выполняла функции карательных оккупационных войск.
И вопрос, который вишибає у людей почву из-под ног: что делала Красная армия в 1932-33 годах во время Голодомора? Армия, которая позиционировала себя как армия трудового народа! Она стояла в окружении вокруг территорий, где люди вымирали. Она стояла на границах, отбирая продовольствие. Людей, которые способны мыслить, эти факты побуждают к переосмыслению. Люди же, которые находятся в советской матрицы, этого не воспринимают абсолютно. Это проблема времени. Такие люди должны уйти из армии или по собственному желанию, или же рано или поздно должно быть принято командное решение избавиться от таких людей. Потому глорифікація окупаційнолї армии является абсолютно недопустимой. Сильной армия будет только тогда, когда не будет иметь ничего общего с врагом.
— Ставится вопрос об официальном отказе в армии от всех советских праздников?
— Там, где возможно, мы от них отходим. К примеру, 2 августа, в День Высокомобильных Десантных Войск, было заменено на 21 ноября, День Десантно-Штурмовых Войск. Мы ввели украинскую традицию почитания Святого Михаила. Надеюсь, что в последующие годы произойдут изменения и в днях празднования воинских частей и отдельных родов войск. Надеюсь, что больше отмечать даты памятных боев – не только битвы под Крутами, но и во Вапняркою и Вознесенском, Чертковского офензиви… то Есть, начнет формироваться украинская военная традиция и мы чествуем своих воинов. Они не все свои войны выиграли, но они однозначно боролись за то, чтобы украинское государство могло существовать сегодня.
— Вы говорите, что рядом с возвращением к украинских традиций должно происходить интеграция ВСУ в мировые военные традиции. В частности, это касается изменения воинских званий.
— Летом 2015 года было провозглашено, что должно появиться первое офицерское звание хорунжего и воинское звание бригадного генерала – между полковником и генерал-майором. На данный момент эти идеи находятся в том состоянии, в котором было от начала. То есть провозглашено желание это сделать, но из-за инертности некоторых государственных институтов, вроде Верховной Рады Украины, стоит на месте. Для того, чтобы изменить воинские звания, надо внести изменения до десятков, если не сотен, законодательных актов. Верховная Рада к этому еще даже не приступала.
— Относительно бригадного генерала понятно – это практика стран НАТО. А с какой целью предлагают возродить звание хорунжего?
— Есть целый ряд традиционных украинских старшинских званий, но они не совпадают ни по названиям, ни историческим использованием с современными военными традициями. Поэтому возвращать есаулов, бунчужних, взводного, роевых является нецелесообразным. Но для того, чтобы все-таки использовать национальные элементы, есть предложение сделать звание хорунжего первым офицерским званием. То есть, вместо младшего лейтенанта.
КРЕМЛЬ ЧЕТКО ПОНИМАЕТ, ЧТО ТЕРЯЕТ НАШУ АРМИЮ
— На некоторые изменения была очень резко негативная и неадекватная реакция в России.
— Их реакция была абсолютно предсказуемой – Кремль четко понимает, что теряет украинскую армию. В сентябре 2017-го, после парада на День Независимости, российскими медиа прокатилась волна паники по этому поводу. Так же произошло после смены цветов десанта. Кремль четко понимает, что если украинская армия не будет иметь ничего общего с советской армией, то не будет иметь ничего общего и с российской. За каждой визуальной изменением происходит изменение внутреннее. То есть, если наша армия не похожа на армию агрессора, она начинает и мыслить по-другому. Враг это отслеживает, и на этом фоне странным кажется то, что за советскую милитаристскую традицию держатся некоторые наши граждане.
— Очень болезненной была реакция в РФ на новую символику Военной разведки Украины – сова, держащая меч, который пробивает карту РФ. На эмблеме есть и географические огрехи, а может, это сделано умышленно – там Сахалин показан территорией Японии. Вице-премьер Рогозин назвал эту эмблему «дебильной». Вы причастны к разработке этой эмблемы?
— Эта символика вполне разработанная в Главном управлении разведки, и является прекрасным примером того, когда наши военные являются абсолютно самодостаточными и креативными. Можно гордиться нашей разведкой. Символика, как говорят, зашла – понравилась и разведчикам, и обществу. Она вызвала просто-таки истерику по порєбріком. Почему взяли сову? Потому что символом военной разведки России является летучая мышь, а летучая мышь – это одно из звеньев в питании совы. Девиз российской разведки «Выше нас – только звезды», девиз – «Мудрый будет властвовать над звездами». Это идеологическая борьба смыслов, которую наша разведка выиграла в одни ворота.
— Вы поддерживаете контакты с российскими военными историками? Которые контрініціативи оттуда?
— Военной историей я занимаюсь с 1992 года. С российскими коллегами последние контакты прекратились в 2014 году. Но некоторые мои знакомые контактируют с ними, поэтому мы знаем, как российские военные историки на это реагируют. Например, книга «История украинского войска», которую мы издали в 2016 году, вызвала среди российских историков беспокойство. Потому что там четко указано, что одним из основных врагов Украины является Россия, что эта борьба велась изначально и что Украина не является преемницей традиций советской армии. После публикации нашего издания в РФ появилось несколько закрытых разъяснительных материалов. Однако если быть абсолютно объективным, то мы по уровню организации военно-исторической работы и в обществе, и в армии значительно уступаем России. Это надо наверстывать. Сейчас для этого прикладываются титанические усилия, но мы потеряли 25 лет, поэтому наверстать за один год невозможно. Поэтому привлекаем гражданских специалистов – для налаживания системы.
Ольга Скороход, «Цензор.НЕТ»
Источник: https://censor.net.ua/r3061504 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ