Скандал с закупкой БМП в Польше: что стало известно?

Вчера состоялось заседание комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны по обвинениям в статье журнала «Новое время» о якобы коррупционной закупке «Укроборонпромом» боевых машин пехоты в Польше, где выгодополучателями якобы коррупционной сделки выступили глава комитета по обороне Сергей Пашинский и замсекретаря СНБО Олег Гладковский.

На заседании было много журналистов, депутатов, военных, сотрудников «Укроборонпрома». К сожалению, не пришли на заседание журналисты «Нового времени», которые подготовили скандальный материал, и свою позицию не представили и не защитили.

Это тоже позиция, конечно, но факт в том, что официальные должностные лица полностью опровергли буквально каждую деталь публикации, и честно говоря, было бы любопытно услышать на каких документах строилось расследование.

Ситуация в этой истории такова. Я сравнил мнение «Нового времени» с публично оглашенными фактами.

НВ: «Один из самых странных контрактов, заключенных Минобороны в 2016-2017 годах, касается поставок Житомирским бронетанковым заводом (ЖБЗ) боевых машин пехоты (БМП). Предприятие закупало списанные с вооружения БМП-1 1980-х годов выпуска в компании Wtorplast из Польши. Польская компания в свою очередь изначально покупала их в чешской компании Excalibur Army по €20-25 тыс. за единицу — по цене металлолома, согласно документам, имеющимся в распоряжении НВ. Wtorplast разбирала БМП — отделяла башни вот шасси. Далее ЖБЗ завозил все это по отдельности в Украину: каждая башня оценивалась в $66 тыс., а каждое шасси — по $99 тыс. Завод «ремонтировал» БМП — попросту соединял ранее разобранные части. Стоимость работ составляла еще $40 тыс. за единицу. В итоге БМП стоимостью €20 тыс. обходилась украинскому оборонному бюджету в $205 тыс. Только в прошлом году в рамках контракта с ЖБЗ Минобороны закупило 200 боевых машин, потратил на них $41 млн».

Стоит ли новая БМП-1 массой 13 тонн, с полным вооружением 20 тысяч евро, как утверждается в публикации?

Разумеется, нет, 20 тысяч евро может стоить остов на сдачу в металлолом — у нас такая техника без всякого присмотра гнилая десятки лет под открытым небом. Но это не остов, и не наше ржавье «пятой категории». БМП-1 производит всего несколько стран — Россия, Китай, Чехия, Болгария. На заседании выступил офицер 14-й бригады, вооруженной этими БМП-1, несколько телеканалов эти машины снимали детально. Так вот, это абсолютно новая боевая техника с нулевым пробегом, которая находилась на базе хранения согласно регламентам, с положенным техобслуживанием, прошла капитальный ремонт и находится на гарантии, клейма на технике чешские и польские. Такого качества БМП у нас нет, поскольку нам продали БМП-1 не из СССР.

Цена этих БМП для Минобороны оказалась не 205 тысяч долларов, как заявил «НВ», а около 170 тысяч долларов, причем Житомирский завод получил менее 2 тысяч долларов за дополнительные работы на машинах, все деньги за БМП шли по прямому контракту польской компании «Вторпласт». В которой есть свой сайт и длительная история работы, это не прокладка. И «Вторпласт» и «Укроборонпром» заявляют, что БМП не закупались разобранными. «Вторпласт» и «Укроборонпром» подают в суд на «НВ».

Закупило Минобороны в 2017-м не 200 БМП по 205 тысяч, а на самом деле 40 БМП по 171 тысяче долларов. Является ли такая цена обоснованной? Если смотреть по рыночным расценкам — то вполне. Наш новый колесный БТР-3 стоит около 600 тысяч долларов в Гособоронзаказе, колесный БТР-4 стоит около 900 тысяч долларов, а на экспорт мы продаем эту технику примерно в 1,5-2 раза дороже. И это считается недорого. Думаю, что по цене в 171 тысячу баксов мы купили самую дешевую в Европе гусеничную БМП.

«НВ»: «Один из бизнесменов, причастный к поставкам, на условиях анонимности рассказал НВ, что «конечным бенефициаром этой схемы является Сергей Пашинский». А также заверил, что большая часть контракта — коррупционная нагрузка».

На самом деле из публикации «НВ» непонятно — а в чем схема, в чем конкретно заключается коррупционная нагрузка? В рыночной продаже БМП-1 не лежат, купит себе боевую машину по интернету нельзя. Разрешение на покупку дает исключительно правительство Польши. Минобороны утверждает, что запасы ремонтнопригодных корпусов БМП в Украине уже исчерпаны. Мы действительно не производим новые БМП. А это значит, что закупка со всех сторон обоснована. Цена в 171 тысячу на новую машину на самом деле низкая.

И как Пашинский получает деньги с «Вторпласта» или с Житомирского государственного завода? Польская компания дает откаты украинскому депутату? Каким образом? В статье об этом ни слова.

«НВ»: «Военные эксперты удивляются, зачем вообще министерству закупать старые БМП, еще и за границей. Так, Харьковский тракторный завод производит облегченный аналог БМП, рассказывает Антон Михненко, аналитик Центра исследований армии. Кроме того, есть разработки, позволяющие производить БМП в Украине».

Мне ответил сам Антон Михненко, упомянутый в статье эксперт:
«Юрий, неужели ты думаешь, что я мог такое говорить «Новом времени». Во время разговора с автором статьи он вообще ни слова мне не сказал о закупках БМП-1, не спросил о потребностях, не поинтересовался ценами. Просто спросил — «Производят ли в Украине?», передернул все мои слова. Интересно, откуда он взял «что у экспертов вызывает удивление»? Почувствовал через телефон? Я ему четко сказал, что сравнивать имеющиеся в Украине разработки с БМП-1 вообще нельзя. Просто нет слов. Одни эмоции…».

На самом деле, для военных очевидно, зачем покупать новые БМП пусть и устаревшей конструкции. Гусеничная техника армии остро необходима. По цене в 171 тысячу долларов никакой современной БМП не купишь, а БМП-1 у нас на вооружении, освоены личным составом. Для нашей по-советски организованной армии с советским штатом и советской доктриной, это вполне адекватное решение.

Харьковский тракторный завод не производит облегченный вариант БМП. Это грубая и очевидная ошибка в материале. На ХТЗ был изготовленных опытный образец БМП на базе тягача МТЛБ еще лет пятнадцать назад. Но концепция оказалась довольно спорной, все-таки МТЛБ очень легкая и небольшая машина, а современная БМП должна быть хорошо защищена. Поэтому серийное производство БМП в Украине отсутствует, спроса нет на такие решения. Да и концепция производства БМП на шасси МТЛБ сейчас вызывает большие вопросы. Украина свои небольшие запасы корпусов МТЛБ использует для производства санитарно-эвакуационных машин и тягачей, это тоже дефицит. Делать из МТЛБ БМП на самом деле — очень дискуссионный вопрос, мне лично это кажется неоправданным. Более перспективно делать тяжелые БМП на шасси танка. А в принципе для новой машины на самом деле целесообразней делать все новое — прежде всего ходовую базу, потому что корпусов танков у нас тоже немного осталось, и танки нужны также как и БМП. В общем, чтобы производить БМП в Украине, нужны крупные инвестиции — готового производства нет, и спустя закупки БМП-1 в Польше гораздо дешевле создания такого производства.

Дело по закупке БМП принято Национальным антикоррупционным бюро — они вызовут на допрос журналиста «НВ» — автора статьи, других фигурантов дела, пошлют запрос в Польшу, и в два счета проверят, какие есть реальные улики, и давала ли компания «Вторпласт» какие-то откаты Пашинскому. Схема закупки довольно простая, проверять долго нечего. В общем, подождем решения НАБУ и САП, за ними последнее слово, но на данный момент фактов, которые подтверждали бы коррупцию в данной сделке, не вижу.

 

 Юрий Бутусов, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3062206 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ