Ограбление ювелирного магазина правоохранителями: судьбы обвиняемых

Прокуратура города Киева подала апелляционную жалобу на резонансное решение Хозяйственного суда Киева, согласно которому торговая сеть Crystal Group отсудила у бюджета страны 25,4 млн грн убытков, нанесенных в результате кражи в ювелирном магазине «Graff» работниками милиции и прокуратуры.

Кроме того, в ведомстве пообещали в ближайшее время обратиться в Высший совет правосудия, чтобы добиться рассмотрения дела в самой лучше, к которому не могут приступит уже несколько лет. Дело давно расследовано и передано в суд. Но ни один из обвиняемых не сидит, драгоценности так и не вернули владельцам, а некоторые из участников этого преступления продолжают занимать свои должности.

Казалось бы, в этом деле все очевидно. Есть свидетельские показания, на кадрах, которые в августе 2014 года попали в интернет, хорошо видно, как под видом обыска служители закона выносят из бутика в карманах, носках, коробках от пиццы и даже в трусах деньги, часы, драгоценности. Конечно, на момент кражи они не знали, что этот беспредел запечатлеют. Ведь первое, что сделали после прихода, – отключили камеры. Но, как выяснилось позднее, не все. Они не учли, что есть скрытые камеры видеонаблюдения и резервный блок питания.

Вели себя без стеснения. Как писал «Цензор.НЕТ», во время пребывания в магазине бандиты в погонах пили краденый алкоголь и заказали себе обед из близлежащего ресторана. В результате визита следователей милиции и прокуратуры из взломанных сейфов бутика исчезло более 300 единиц ювелирных изделий. Отвечая на вопрос, что они планировали делать с украденным и куда его дели, в прокуратуре города Киева рассказывают, что через несколько недель после кражи часть изделий фактически подбросили к порогу надзорный ведомства.

«В прокуратуру позвонил неизвестный и сказал, что для следователя есть посылка и что забрать ее можно под зданием, — говорит прокурор Тарас Швец, который поддерживает гособвинение в этом резонансном процессе. – Еще 48 изделий добровольно сдал один из оперативников, участвовавших в этом ограблении. Куда делось остальное, установить не удалось».

‘Формальной причиной для обыска стало уголовное дело о «радиоактивных временах», возникшее после обращения Всеукраинской общественной организации «Ассоциация потребителей «Общественный контроль качества, стандартов, безопасности продукции».

После публичного скандала с кражей драгоценностей оно было закрыто. А когда началось следствие по факту завладения имуществом, было зарегистрировано еще одно уголовное производство, в котором фигурирует тот самый экс-прокурор прокуратуры Печерского района Павел Козлов, который подавал ходатайство в суд о получении постановления на обыск в магазине «Graff». По словам Тараса Швеца, ему (Козлову П. – ред.) также инкриминируют то, что он за денежное вознаграждение необоснованно привлек человека к уголовной ответственности. По этому же делу проходил бывший следователь Печерского райотдела милиции Сергей Кострица.

Спасатели ГСЧС, которые были в магазине в момент кражи, тоже отхватили свой куш, как и бойцы «Сокола». Эти эпизоды выделены в отдельное производство, которое расследует Генпрокуратура. Но до сих пор никому из них не предъявлено обвинение. По данным источника «Цензор.НЕТ», в настоящий момент проводится экспертиза для установления личностей спецназовцев, которые были в балаклавах.

Основное же расследование закончено. По одиннадцати фигурантам дела были выделены в два производства, одно расследовала столичная прокуратура, второе – ГПУ. После направления в суд ых объединившего в единое дело. На данный момент в них фигурирует, кроме Козлова, еще один прокурор – Виталий Савчук, который занимает должность старшего прокурора в прокуратуре города Винницы. Его попытались уволить, но он через суд восстановился в должности.

Сам же Козлов ушел из прокуратуры в адвокатуру и своей вины не признает. Эго даже поначалу взяли под стражу, но потом освободили под залог. Сейчас он находится на свободе.

Экс-следователя Виталия Забугу, как и Козлова, арестовали, но ненадолго, он тоже вышел под залог. Та же история произошла еще с двумя фигурантами – оперативниками Романом Арцюхом и Русланом Коберником. Бывший милиционер Виталий Цегельник, только получил подозрение, сразу отправился в АТО.

Звезды видео из магазина – понятой Владимир Филоненко, мастерски прятавший награбленное в трусы, бывшая сотрудница Печерского райотдела милиции Мария Васильева, придирчиво отбиравшая украшения, равно как и ее коллега, Олег Витко, исчезли. И были объявлены в розыск. Позднее все трое нашлись. Васильева успела даже выйти замуж за Забугу. Теперь семейная пара живет в столице.

Досудебное расследование завершилось в 2015 году, но до этого момента так и не удалось провести подготовительного заседания и начать слушание. «Все обвиняемые являлись работниками Печерского райуправления милиции и прокуратуры этого же района. Органы досудебного расследования – прокуратура Киева и Генпрокуратура – территориально находятся тоже в Печерском районе, — объясняет Тарас Швец. — Все жалобы на действия работников прокуратуры во время досудебного расследования, которые направлялись, рассматривались Печерским райсудом Киева. Преступление было совершено на территории Печерского района. И получается, большинство судей участвовали в рассмотрении данного уголовного производства как следственные судьи. Поэтому заявляли самоотвод.

Кроме того, после направления дела в суд там больше года занимались объединением всех производств в одно. Поскольку преступление тяжкое, за которое предусмотрено наказание до 15 лет, дело слушается в составе трех судей. Каждый раз после объединения формируется новая тройка. Сначала два объединения было. Дело об ограблении ювелирного магазина объединившего с материалами по эпизоду о незаконном привлечении человека к уголовной ответственности. Второе объединение — это уже с делом, которое пришло с ГПУ».

По его словам, обвиняемые ходят в суд исправно, возможно, опасаются изменения меры пресечения. А вот их адвокаты по разным причинам не могут собраться вместе. Это еще одна из причин, почему дело так и не начали слушать.

«Фактически мы попадаем в такую ситуацию, что со стороны прокуратуры ни разу неявки не было, — отмечает прокурор. -Даже заявляли ходатайство с целью ускорения проведения подготовительного судебного заседания, просили рассматривать без участия защитников, которые не явились. Чтобы высказывались то защитники, которые находились на тот момент в суде. Однако суд не согласился с нашей позицией, поскольку считает, что это будет существенным нарушением права на защиту. Хотя каким образом оно нарушает право на защиту, если защитник и обвиняемый присутствуют и могут выразить свое мнение относительно назначения даты, непонятно. Защитник, который отсутствовал, может взять копию аудиозаписи и прослушать позицию своего коллеги. Выразить свою позицию. Таким образом, мы могли бы сдвинуться с мертвой точки, а так фактически находимся в замкнутом круге и ничего не можем сделать.

В настоящее время готовым меры реагирования в отношении судей, которые рассматривают данное уголовное производство, а именно письмо в Высший совет правосудия, а также на Квалификационно-дисциплинарную комиссию адвокатуры – по адвокатам, которые допускают неявки в судебные заседания. Даже если договорится, что каждый защитник не придет раз или два, заболеет обвиняемый — вот вам и прошел еще один час. Сложная ситуация».

И таких ситуаций, когда рассмотрение дела по сути откладывается на годы, немало, говорят в прокуратуре. «Единственный выход – вносит изменения в законодательство, усиливать ответственность за неявку в суд», — считает Тарас Швец.

К сожалению, пообщаться с потерпевшими или их представителями нам пока не удалось. Адвокат Игорь Калиниченко уточнил, что получить комментарий можно будет лишь после рассмотрения апелляции на решение Хозяйственного суда Киева о возмещении ущерба. Апелляционную жалобу прокуратура города подала.

«По мнению прокуратуры, судом первой инстанции неверно определена сумма причиненного ущерба, — пояснила «Цензор.НЕТ» пресс-секретарь прокуратуры города Киева Надежда Максимец. – Так, материалами дела не подтвержденная собственность на все имущество, только на десятую часть, которая приобретена непосредственно обществом с ограниченной ответственностью, выступившим истцом. Другое имущество находилось в магазине на основании договоров хранения.

Кроме того, в судебном решении не указаны основания для признания уважительными причин пропуска истцом сроков исковой давности».

Если решение все-таки останется в силе, то компенсировать убытки пострадавшим ювелирам придется нам с вами как налогоплательщикам. Конечно, прокуратура сможет предъявить регрессный иск к обвиняемым, но лишь после рассмотрения дела и при условии, что их признают виновными. Чем они будут в этом случае компенсировать – большой вопрос. По словам Надежды Максимец, на момент расследования уголовного дела был арестован только автомобиль Козлова. В остальных фигурантов не нашли ни недвижимого, ни движимого имущества. Но недавно в соцсетях появилось сообщение общественного активиста Евгения Шевченко о том, что Забуги продают свое имущество, среди которого несколько автомобилей. В прокуратуре нам пояснили, что эта информация на данный момент проверяется.

Татьяна Бодня, для «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3108037 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ