Почему строители берут кредиты на возведение казарм и когда сдадут Ширлан

Строительство новых казарм улучшенной планировки для солдат приостановится на 23 тысячах койко-мест из необходимых 40 тысяч.

Эти 23 тысячи, впрочем, обещают непременно сдать этого года – несмотря на проблемы с победителями тендеров, которые нередко срывают сроки, признаются, что «не тянут», или просто исчезают вместе с полученным от государства авансом на закупку стройматериалов.

О перспективе расторжения около 50 договоров со строителями, новые сроки сдачи объектов на «Широком Лане», «бездомные» бригады, заморожены счета Министерства обороны, штатно-должностное жилье и «мешочек денег» вместо очереди на получение квартиры «Цензор.НЕТ» рассказал советник министра обороны.

Поводом для нашей беседы с Юрием Бирюковым стало его несогласие с рядом моментов в материале про бытовые условия в пунктах постоянной дислокации подразделений ВСУ — в частности по ситуации в Старичах и в отношении тезиса о том, что изменений к лучшему пока не видят «в первую очередь боевые подразделения». Поэтому – с этого мы и начали общение.

«ФИРМА НЕ РАССЧИТАЛА СВОИ СИЛЫ»

-По общежитиям (речь идет о казармы улучшенной планировки, — Ред.) я могу сказать, что у нас микроскопическая судьба строится не для боевых бригад. Например, в Ровно строится одно общежитие для корпуса резерва, комендатуры и кого-то еще. Один на всех.

24 механизированная бригада, скажем – боевая бригада? 4 казармы, 2 из которых сейчас уже кажутся.

-Но так не везде. Совсем другую ситуацию описывают, например, бойцы 93 ОМБр.

-Они не видят, что пять казарм строятся у них просто за забором?

-Там проблемы — строительство заморожено.

-На территории 93 бригады бойцы второй год наблюдают заброшенное строительство бригадного учебного лагеря – это так. Но он не для них строится вообще! Это учебный лагерь — такой же, как Ширлан, и до 93 бригады он не будет иметь никакого отношения.

-А именно в случае с общежитиями для 93 бригады в Черкасском проблем с подрядчиками разве нет?

-Три общежития там строит фирма «Капитал Инвест Строй», которая также выиграла тендеры в Гвардейском, Чугуеве и Бахмуте. Фирма не рассчитала свои силы. Сейчас с ними ведутся переговоры.

Строительство казармы улучшенной планировки для 93 бригады в пгт Черкасское

Комерси привыкли к тому, что они дотягивают объект до нового года, дожидаются, когда в январе Минрегионстрой опубликует обновление минимальных расценок — это дает им формальное право требовать повышения стоимости. Они говорят: «Это же не мы. Это же Минрегионстрой теперь утверждает, что мы должны каменщику платить больше». Но мы создали и заложили очень жесткую тендерную документацию – единственную. И единственный жесткий договор на строительство. В этот договор мы вложили понятия твердой цены. Нам пофиг, что произошло со стоимостью кирпича. Нам пофиг, что когда началось строительство возник дефицит керамоблоку, и две фирмы, которые его производят, начали задирать цены… И так далее.

Представители части фирм в декабре к нам пришли, и сказали: «Вы извините, мы дальше не тянем. Вот у нас акты закрыты — мы какую-то часть работ выполнили. Но мы не можем дальше строить».

-Будут проводиться новые тендеры?

-Будут. Мы разорвем около 50 договоров, наверное. Где-то нам не нравится просто скорость выполнения работ. Там комерси нам говорят: «Мы дальше будем строить». Но нет!

Монтаж каркаса казармы в Черкасском в феврале 2018 года. Фото – пресс-служба 93 ОМБр

«К ОБЕЩАНИЯМ СТРОИТЕЛЕЙ НУЖНО ДОБАВЛЯТЬ МЕСЯЦ»

-На полигоне «Широкий Лан», где возводится бригадный лагерь, также будет меняться подрядчик?

-Жди, на Ширлані строительство идет!

Фото из Facebook Юрия Бирюкова

-Не так, как было запланировано: сдача об’объектов в эксплуатацию откладывалась уже минимум трижды…

-Нет. Это перевирали.

19 марта 2017 года Юрий Бирюков на своей странице в Facebook написал, что строительство на полигоне «Широкий лан» завершится «до конца этого года». Впоследствии, весной 2018-го, в МО выразили надежду, что строительство закончится «где-то осенью» 2018-го. Еще позже, летом 2018-го, в ответ на запрос Цензор.НЕТ преставителей Министерства обороны ответили, что работы завершатся до конца 2018 года

От начала, за первыми договорами, дата окончания строительства – конец 2018 года. Строители обещали часть комплекса сдать еще в 2017 году… Но это они просто обещали. Не гарантировали.

-Но ведь в конце 2018-го комплект также не сдали.

-Сроки изменились, когда мы расторгли договоры со строителями, которые начали срывать сроки. По каждому строительному объекту есть график, и мы мониторим как строители выполняют его. В какой-то момент мы увидели, что на Ширлані начинают буксовать, буксовать, буксовать… Поэтому примерно в начале лета был разрыв договоров и состоялась переторгівка – а она всегда занимает где-то 2,5-3 месяца. Мы просто ждем, пока пройдут все эти процедуры.

-Когда ориентировочно состоится сдача?

-Казармы они обещают сдать в середине апреля. Дай Бог, но к обещаниям строителей нужно добавлять месяц. То есть, до лета уже сдадут.

-Итак, летом полигон снова будет эксплуатироваться?

-Да, ведь сейчас действует решение министра о приостановлении эксплуатации Ширлану.

-На самом деле похожие проблемы на многих полигонах…

— На Ширлані проблема особая. Ежегодно туда вбухивали десятки миллионов гривен на щебень, песок, дрова и так далее. Конкретно на Ширлані легкая глина, которая поглощала эти тонны щебня! Я лично еще в 2016 году, после известной истории с 53-й бригадой, со спонсорами и другими товарищами организовывал завоз. В диких объемах — это были караваны. Сотни ходок машин. И это был не тот случай, когда украли, когда сказали, что насыпали – но на самом деле не насыпали. Я туда приезжал и видел горы этого щебня…

«Я ТРУПОМ ЛЯГУ ПОПЕРЕК ПОРОГА И НЕ ПУЩУ В НОВЫЕ ОБЩЕЖИТИЯ ПРИБЫВАЮЩИХ НА ОБУЧЕНИЕ»

-В статье про жилье я смешала в одну кучу и тот факт, что в Старичах контрактники, которые приехали на учебу, живут в палатках, и сдачу в эксплуатацию новых казарм улучшенной планировки. Но, насколько я понимаю, на самом деле новые общежития не будут иметь никакого отношения к тем, кто приехал учиться?

-В этих общежитиях никогда не будут жить люди, которые приходят на обучение. Никогда. Я трупом лягу поперек порога и не пущу туда никаких прибывающих на обучение. Они угандошать это общежитие за одну ротацию! За две недели разобьют все мебель и керамические индукционные плиты.

 Порошенко осматривает новые казармы в Старичах. Фото: president.gov.ua

-Это не означает, что на учениях люди должны жить в палатках, особенно в холодное время года.

-184 учебный центр «Старичи» – это 7000 военных, которые там работают и живут всегда. 7000 личного состава – это, на минуточку, две полноценные бригады. Когда прибывают срочники, этих людей вечно выселяют из их казарм. Ведь срочника не имеют права поселить в палатке – никогда, нигде! Контрактника могут поселить под открытым небом, под деревом – а строковику обязаны предоставить казарму. Если за месяц должны прибыть срочники – казармы бронируются под них, и уже никуда не деться. Поэтому там и бывают пустые места в казармах в то время, как кто-то живет в палатках.

Но «Старичи» — это крупнейший армейский строительную площадку. Есть понятие «казармы постоянного состава» и понятие «казармы переменного состава». Для переменного состава строятся казармы open space, которых за последние два года уже построили семь. Еще три – начали строить. Но там на самом деле нужно более 20.

… Кстати, почему никто не говорит о том, что у нас армия, скажем, 12 лет назад, была больше, чем сейчас, — 260 тысяч? Куда делось все?! Во времена Гриценко, например? Куда делись все эти военные городки? У нас сейчас 10 бездомных бригад! У нас армия 255 тысяч человек, и 10 бригад без ППД (пункт постоянной дислокации, — Ред.)! Нет ППД, оно просто отсутствует – поэтому бойцов и заселяют в бывшие тюрьмы!

Пункт постоянной дислокации 130-го отдельного разведывательного батальона – бывшее здание детской колонии в городе Дубно

Или в ПТУ. Мы сейчас згрібаємо по всей стране здания, и в большинстве случаев это наша же собственность, которая была бесплатно отдана Министерству образования или Минюста. Теперь мы еще и деньги им платим за это. Вчера я был в 58-й бригаде. Сумская область, город Конотоп. 16-й мотопехотный батальон. Они живут в ПТУ, которое мы отжали назад, и которое до этого было у них военной частью.

Не говорит никто о том, что наша команда умудрилась за прошлый 2018 год с учетом, извини, всех этих п#коридоров строителей, хоть что-то построить. Заходит фирма «Первая строительная монтажная группа», бл#дь, чтобы им гореть в аду. Чисто по закону выигрывает 13 торгов на строительство 13 общежитий. Чисто по закону, ведь к документам претензий реально нет: у них есть опыт работы, есть люди, есть офис, есть строительная техника и так далее. Они получают 32 млн гривен аванса…

-И?

-И исчезают.

Дело сейчас в суде?

-Да. Когда, где, кого-то посадят… Но разве нам от этого легче? Деньги они уже украли, мы их уже не вернем.

Но вопрос не только в этом. Бюджетное строительство означает, что нужно отчитываться… А всем строителям дают авансы – 20-30% на закупку строительных материалов и так далее. Я лично категорически против авансов. Комерс, который заходит на строительство Министерства обороны, не бесплатно работает. Он на этом собирается заработать — то пусть берет кредит. Но у нас принято авансировать строителей.

-Это невозможно обойти?

-Возможно – можно прописать пункт об авансировании, а можно не прописывать. Но тогда строитель говорит: «Нет, без аванса мы не можем». В результате на торги никто не выходит. Таких случаев уже были десятки: объявляются торги, никто не выходит, а время идет.

Так вот, за 90 суток после предоставления аванса фирма должна предоставить авансовый отчет о том, как именно она потратила деньги. При этом четко прописано, что аванс выдается только на закупку строительных материалов – они не могут за эти деньги выдавать заработную плату или платить за аренду строительной техники. И это казначейские деньги, это все мигом проверяется, здесь невозможно намутить.

Если фирма взяла аванс, фирма исчезла, и авансового отчета нет – Государственная казначейская служба блокирует расчетные счета Министерства обороны. До окончания выяснения обстоятельств блокируется расчетный счет. У нас в Северного командования на полтора месяца заморозили счета – они не могут платить другим строителям, готовиться к зиме, закупать дрова, закупать уголь. Могут только платить зарплату своим сотрудникам – это защищенная статья. И у нас еще 30 фирм подвисает в воздухе. Они мне звонят, говорят: «Сергеич! Мы бы строили, но извините, рассчитайтесь с нами»…

И две фирмы, которые сейчас строят для 95 бригады в Житомире – они взяли кредиты. Пришли, сказали: «Мы теперь на ваших общежитиях ничего не заработаем, потому что весь потенциальный доход в нас заберет обслуживания по кредиту. Мы надеемся, что в 2019 году вы будете еще что-то строить – мы к вам придем на торги».

В Житомире строительство идет по графику. За пару недель уже будем заселять.

«ДЛЯ СОЛДАТ МЫ СЕЙЧАС ПОСТРОИМ 23 ТЫСЯЧИ КОЙКО-МЕСТ. ОБ’ОБЪЕКТИВНО НУЖНО ОКОЛО 40 ТЫСЯЧ»

-Сколько новых казарм планируется сдать в 2019 году?

-Все. В этом году мы сдадим все. Никто и никогда в украинской армии столько не строил. При том, что строительство финансируется на крошки. Потому что у нас армия угандошена! Простые военнослужащие не видят этого. Ты когда служила – видела даже не верхушку айсберга, ты видела иней на верхушке. Мы третий год ремонтируем столовые по всей стране, и никто особо не хочет вспоминать о том, что эти столовые не ремонтировались все годы независимости.

-Столовых я точно не видела — была в трех подразделениях, и каждый из них за пределами зоны боевых действий и жил, и питался исключительно в палатках…

-Так! Ну, а где ППД? Где это все делось, куда делась вся инфраструктура?..

В Конотопе, где я был во вторник, мы с нуля построили столовую, построили четырехэтажный дом на 50 квартир. Нужны казармы, столовой нужны, нужны дома… Но нас не финансируют так, чтобы строить мы могли сразу везде и много.

-Когда все запланированные на этот год новые казармы сдадут – на сколько процентов они закроют вопрос?

-Программа состоит из трех кусков: нам нужно заселять солдат в такие казармы, также куда-то нужно селить сержантов, и куда – офицеров. Мы начали снизу.

То, что мы построим – это 23 тысячи койко-мест. Объективно нужно порядка 40 тысяч койко-мест. Нам нужно достроить еще где-то 17, но мы остановим сейчас дальнейшее строительство. Потому что, если мы будем строить только для солдат, сержантов, костяк профессиональной армии скажут: «Мы пошли».

Будет 28 четырехэтажных домов, в каждом по 53 квартиры-студио. Уже начато строительство четырех, торги идут еще по 20, и еще по четырем продолжается экспертиза.

-Это квартиры для сержантов?

-Да. Моя логика такая: мужу, который пришел в армию, в идеале 20 лет. Я очень уважаю 50-летних солдат, но все мы понимаем что это был патриотизм, рывок. Нам нужно привлекать молодежь, которая будет оставаться в армии на всю жизнь.

Ты пришел – вот тебе койка в комнате, где живет пять человек. Дослужился до командира отделения? Переезжаешь в такой же общежитие, но в комнате вас трое. У тебя уже комфорт, ты можешь уже и девушку привести договорившись с двумя. Потому что с четырьмя ты фиг договоришься…

Ты решил стать профессиональным военным. Пошел к сержантської школы. Получил сержантские погоны. На тебе квартиру-студио сразу. В этот момент – начинай планировать свою семью. Не розмножуйся в 22 года, розмножуйся когда ты понимаешь!.. Это жилье для сержантов ротного и взводного уровня.

Ты стал главным сержантом батальона? На тебе двухкомнатную квартиру, потому что главный сержант батальона несет на себе ответственность не меньшую, чем командир батальона. Ты стал главным сержантом бригады? На тебе трехкомнатную квартиру. Потому что ты несешь ответственность на уровне командира бригады.

Важно, что мы сдаем сейчас все дома в статусе штатно-должностного жилья. Это не служебные квартиры.

-Они никогда не перейдут в собственность жильцов?

-Да, это собственность государства. Ты не можешь в ней прописаться и живешь в ней, пока ты на конкретной должности в конкретной бригаде.

-А после выхода на пенсию?

-Моя задача – обеспечить жильем действующую армию. Я очень обожаю пенсионеров. Очень обожаю те 48 тыс. лиц, стоящих у нас на квартирном учете. Но считаю, что у нас учителя – такие же государственные служащие, но почему-то мы не обещаем учителям квартиры. Или врачам, работающим в государственных больницах…

Но у нас с 93 года появилась эта «обещалка» — что мы даем военным постоянное жилье после 25 лет службы.

-Это, пожалуй, было стимулом идти в армию до войны.

-Мы эти квартиры сейчас выдаем тем, кто встал в очередь в конце 90-х. 48 тысяч человек в очереди. А финансируется приобретение жилья в объеме порядка 1000 квартир в год. Не потому, что мы плохие, а потому что нам столько финансируют. Если просто сейчас заморозить наращивание жилищной очереди – нам понадобится 50 лет для того, чтобы всем выдать квартиры.

Полковник, командир бригады, который всю жизнь прослужил в Николаеве, выходит на пенсию. Он классный мужик, у него жена и двое детей, и он имеет право на получение где трехкомнатной квартиры в Николаеве. Это, скажем, 40 тысяч долларов. Другой полковник также служил в условном Николаеве, но за год до пенсии забашлял и перепрыгнул в Киев. Стал на очередь на новом месте, и на момент выхода на пенсию он уже имеет право на трехкомнатную квартиру в столице, которая стоит 100 тысяч – условно. У меня вопрос. Полковник, который служил в Николаеве – он хуже работал, чем тот, что в Киеве?

-Как это изменить?

-Мы не можем даже представить законопроект относительно этого до условного окончания предвыборного периода. Но мы должны уничтожить строка с обещанием постоянного жилья, и вместо этого в два-три раза увеличить выходную помощь, которая будет одинаковой для всех. Будет привязана не к городу, где человек служил, а к должности, выслуги.

При этом мы должны строить штатно-должностное жилье. Тогда мы действующую армию обеспечиваем жильем, а выходя на пенсию, ты получаешь мешочек денег в виде выходного пособия. И дальше — делай что хочешь. Хочешь — квартиру купи, хочешь — домик в деревне, а хочешь — бизнес свой открой.

-Какое выходное пособие сейчас?

-У полковника, командира бригады — где-то 350-400 тысяч гривен. Это мало пока, нам нужно увеличить исходное в два с лишним раза. Но мы не можем дать и то, и то одновременно – нужно отменить норму о постоянном жилье для военнослужащих, заморозив существующую очередь.

Но мы не можем дать и то и то одновременно – нам нужно отменить норму о постоянном жилье, заморозив существующую очередь. Закон не имеет обратной силы. Те, кто в очереди, — останутся в очереди. Но остальным мы должны сказать: извините, никаких больше обещаний квартиры за 20 лет. Вы выходите на пенсию сейчас — и сейчас получаете деньги.

Но что скажет Юлия Тимошенко, если мы внесем такой законопроект сейчас? Скажет, что бедных солдатиков лишают надежды на постоянное жилье.

Валерия Бурлакова, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3109103 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ