Строительство завода по производству ядерного топлива в Украине: стоит ли бояться российского засилья?

Не утихают дискуссии вокруг темы строительства в Украине завода по производству ядерного топлива. После скандала, когда в СМИ попало письмо, которое Минэнерго якобы направило «Росатома» и в котором министр Игорь Насалик выразил готовность строить завод совместно с русскими, началась новая волна информационного возмущения.

Сети гуляла информация о том, что 5 июля состоялась встреча украинских чиновников с представителями компании «УКРТВС», где первую скрипку якобы играют россияне. Мало того, на этой встрече якобы присутствовал «смотрящий» по РФ Джомарт Алиев. Казалось так, что эти переговоры стали логическим продолжением письма Насалика, а потому всерьез заговорили о том, что завод или целиком перейдет под контроль РФ, или проект похоронят силами российских старателей. Однако информация о встрече распространялась на уровне анонимных непроверенных источников, и до последнего не было понятно, действительно ли она состоялась в таком серьезном формате, в котором об этом писали СМИ.

ИСТОРИЯ НАМЕРЕНИЙ

Напомним, намерения о строительстве завода уходят еще в 1990-х. Проект мало воплотить в жизнь специально созданное в 1995 году совместное предприятие «УКРТВС» («Совместное украинско-казахстанско-российское предприятие по производству ядерного топлива»). Туда в равных долях вошли российская «ТВЭЛ» (дочка «Росатома»), казахстанская НАК «Казатомпром» и Фонд госимущества Украины. Тогда подписали соглашение о содействии проекта. Украина должна производить циркониевые трубы, Казахстан — топливные таблетки. Россия должна была собирать готовые кассеты. Новый завод должен был быть передан Чао «Завод по производству ядерного топлива». Контрольный пакет акций в нем принадлежит госконцерну «Ядерное топливо» (50%+1 акция), остальные – «ТВЭЛ».

Фактически дальше задекларированного дело не двинулось. Все десятилетия Украина продолжала покупать топливо в России – в той же «ТВЭЛ».

Ядерное топливо представляет собой так называемые топливные таблетки с обогащенным ураном, которыми заправляют тепловыделяющие сборки. Именно на них работают энергоблоки атомных станций. Все атомные реакторы украинских АЭС были спроектированы и собраны еще в СССР. Поэтому российский производитель до последнего оставался единственным производителем топливных кассет для них. На производство этих кассет российского производства Украина ежегодно тратила полмиллиарда долларов.

С началом российской агрессии проблема ядерной зависимости от соседа-агрессора обострилась. Кроме обеспечения топливом украинских АЭС есть еще вопросы хранения отработанного топлива. Благодаря строительству двух хранилищ в Чернобыльской зоне последняя проблема постепенно решается. А слезть с российской «ядерной иглы» пытались путем диверсификации поставок, переориентируясь на топливо американского производства (кассеты для Украины изготавливаются в Швеции). Компания Westinghouse адаптировала свое топливо под украинские реакторы советского производства. Еще с 2005 года ее топливо использовалось как эксперимент. С началом войны переговоры с американцами пришвидшились.

Сейчас доля российского ядерного топлива на украинском рынке составляет около 60%. Кассеты американской корпорации сегодня используются 4 из 15 украинских реакторов. Два месяца назад первый украинский реатор (3-й реактор Южно-Украинской АЭС) полностью перешел на американское топливо. До того на всех реакторах такое потребление было комбинированным — использовали рядом российское и американское топливо. ГП НАЭК «Энергоатом», которому подчинены все АЭС в Украине, планирует и в дальнейшем увеличивать долю топлива Westinghouse.

Параллельно в 2016 году Кабмин утвердил Концепцию программы развития атомно-промышленного комплекса до 2020 года. Этим документом в частности предусмотрено запуск собственного производства ядерного топлива мощностью 630 кассет на год (должна полностью покрыть потребность «Энергоатома» в топливе). Для этого в любом случае нужен иностранный партнер, поскольку Украина не имеет права самостоятельно обогащать уран. Но наличие «УКРТВС» фактически означала, что в соответствии с декларацией правительства, завод все-таки должна строиться совместно с «ТВЭЛ», что в условиях войны было бы неуместным, в первую очередь, с имиджевой стороны. Поэтому об идее завода почти год не говорили.

РЕАНИМАЦИЯ ПРОЕКТА

В 2017 году намерении строительства завода было реанимировано, но на принципах, в которых Украина как государство не будет иметь доли в проекте. Украинскую долю в «УКРТВС» выкупила малоизвестная компания «Вайс Трейд». Заплатила 47,8 млн грн – в 52 раза больше стартовой цены. Казалось бы, государство избавилась от неприбыльного балласта. Но оставался вопрос, зачем частным лицам неликвидные активы. К тому же, имена новых владельцев были овеяны тайной.

Лишь летом 2018-го были раскрыты имена реальных владельцев выкупленной доли – благодаря публикации результатов собрания акционеров «УКРТВС». Как оказалось, это бизнесмены со специфической репутацией Леонид Крючков, Нуруліслам Аркаллаєв и Сергей Тронь.

Бизнес-Цензор наводит справку тройку новых владельцев. Нуруліслам Аркаллаєв — донецкий бизнесмен, бывший нардеп от «Партии регионов». СМИ называют его одним из ближайших соратников олигарха Рината Ахметова. Однако в «УКРТВС» сообщили, что «инвестиции Ахметова в строительство завода не предусматриваются». Сергей Тронь – партнер братьев Аркаллаєвих и бывший помощник нардепа Аркаллаева. Леонид Крючков более известный благодаря своему брату Дмитрию, владельцу компании «Энергосеть». Тот считается одним из организаторов схемы хищения средств государственных облэнерго. В апреле Интерпол задержал Дмитрия, и в мае его освободили под залог. Уже несколько лет, по словам Леонида Крючкова, он не общается с братом. Журналисты программы «Схемы» Радио Свобода» не раз фиксировали, как Леонид Крючков посещает Администрацию президента.

На этом фоне в начале июля в СМИ произошла утечка информации о письмо министра Насалика к «Росатому» от 27 июня. В нем говорится о возобновлении сотрудничества с россиянами относительно строительства завода, а также есть приглашение к переговорам.

На следующий день после резонанса Насалик демонстрировал журналистам другое письмо, более короткого на один абзац, — отсутствовали слова о перспективе дальнейшего сотрудничества. И, мол, именно этот документ был прислан из Министерства. Министр убеждал, что первое письмо является провокацией и подделкой, а Минэнерго наоборот добивается разрыва контактов с россиянами. Российскую судьбу якобы готова выкупить китайская компания China National Nuclear Corporation. Именно вопрос продажи российской доли и должно быть объектом будущих переговоров.

По источникам нескольких изданий, в том числе, Цензор.НЕТ, оба письма являются подлинными, и министр подписал оба. Первый, ставший причиной скандала, он одобрил, особо не разбираясь в сути написанного. Однако в результате в России был направлен более лаконичный и сдержанный вариант. Первый экземпляр был очевидно выгоден пророссийскому лобби в министерстве.

Позже всплыли факты, которые предшествовали скандалу. Оказалось, что за месяц до письма Насалика, а именно 30 мая, частная компания «Вайс трейд», которая теперь представляет Украину в совместном украино-российско-казахском предприятии, обращалась в Министерство. В их письме не говорится ни о китайском, ни другого инвестора. «Вайс трейд» «удостоверяющий наличие у общества и его партнеров необходимых финансовых ресурсов, опыта деловых связей для обеспечения практической реализации этой амбициозной цели, на основании чего сообщает о своей заинтересованности потенциального инвестора в участии в указанных переговорах».


Также указано, что «Вайс трейд» достиг с российской стороной договоренностей о сохранении условий подтвержденной ранее лицензионного соглашения при подписании обновленного соглашения.

Следующей вехой развития событий и стало появление неподтвержденной информации о встрече украинских профильных чиновников с представителями «Вайс трейд» с участием российской стороны.

Издания, публиковавшие информацию о событии, предлагали такую версию развития ситуации. Сначала РФ взяла под контроль СП «УКРТВС», которое единственное обладает необходимой документацией для строительства завода. Впоследствии агенты влияния договорились с некоторыми украинскими чиновниками, после чего подконтрольная компания направила 30 мая гарантийное письмо в Кабмин. Далее появилось письмо Насалика к «Росатома», в котором он выразил готовность возобновить переговоры по строительству завода. А полутайная встреча фактически означает возобновление проекта на условиях РФ, при чем завод наполовину будет принадлежать россиянам, а девиденды от его работы будут получать россияне, казахи и частные лица из Украины. .

На запросы к Минэнергетики и концерна «Ядерное топливо» Цензор.НЭТ получил подтверждение, что встреча 5 июля таки состоялась, но носила рабочий характер. И Алиев действительно был на ней присутствует, хотя его имени не было в списке участников. В ответе Минэнерго сказано, что его представили рабочей группе в качестве руководителя проектов «Укртвс». В «Ядерном топливе» официально отрицали, что имеют какую-либо связь с Алиевым, тогда как за адними СМИ именно руководитель концерна Дробот сделал возможным появление Алиева на встрече.

Вместе с тем в министерстве подчеркивают, что отбор потенциальных инвесторов по строительству завода будет происходить исключительно на конкурсной основе.

Также сделан акцент на наличии у АО «СП «УКРТВС» значительных долгов перед ГП «НАЭК «Энергоатом» (148,6 млн грн за приобретенные комплектующие для ТВСА). В связи с этим вероятно ГП «НАЭК «Энергоатом» будет принято решение об инициировании процедуры банкротства АО «СП «УКРТВС».

Оба ведомства, по крайней мере официально, таки разыгрывают китайскую карту — указывают на компанию China National Nuclear Corporation как потенциального инвестора. Обсуждение условий с китайцами было запланировано на 3-й квартал 2018 года. Концерн «Ядерное топливо» заявило, что разрабатывает инвестиционный проект и готовит финансово-экономическую модель возможного проекта.

Что будет дальше?

Большинство вариантов развития событий пока слишком гипотетические. Во-первых, закончился период, когда за декларированием Минэнерго и «Ядерного топлива», должны были продолжаться переговоры с китайцами. Пока никаких новостей по этому поводу в публичной сфере нет.

Китай в свое время купил лицензию у «Росатома» на производство кассет для реакторов ВВЭР-1000. Однако это касается исключительно права на производство для китайских АЭС. О расширении лицензии на данный момент информация отсутствует. С другой стороны, Китай пока не имеет технологий, которые были бы адекватны американским или российским. Это подтвердили и американские эксперты, отмечая, что технологиями для изготовления топлива для реакторов советского производства сегодня обладают лишь «ТВЭЛ» и Westinghouse.

Также будем следить за перспективой тяжбы между «Энергоатомом» и «УКРТВС».

Другой вариант — строительства завода под российским влиянием – в настоящее время представляется маловероятным из-за слишком большой резонанс. Однако непрозрачность переговоров относительно этого проекта наталкивает на мысль, что такой вариант отбрасывать не стоит. Для реализации этого в первую очередь плана по строительству завода «УКРТВС» компания должна приобрести лицензию у «Росатома» на производство тепловыделяющих систем. Последний убеждает, что готов продать лицензию, чтобы избежать возможных рисков от дальнейшего укрепления Westinghouse на украинском рынке.

И если завод таки будет построен на таких условиях Украина будет иметь формальную независимость, но фактическую подконтрольность стратегического производства стране-агрессору. Ведь фактически завод наполовину будет принадлежать российской «ТВЭЛ».

В конце концов, существует весомое лобби, что считает строительство завода по производству ядерного топлива (если его будет строить не Westinghouse) не просто ненужным, но и таким, что создаст для Украины лишние хлопоты. В перспективе для того, чтобы відліцензувати топливо, необходимо около 5 лет от времени, когда выйдет первая сборка продукции. Именно это время будут проходить процедуры, нужны Держатомрегулюванню для предоставления разрешения на использование этого топлива «Энергоатомом». То есть это очень длительная процедура, тогда как до окончательного лицензирования Westinghouse в Украине остается меньше года.

Как отмечают некоторые эксперты рынка, за это время перспективы нового завода могут стать менее актуальными, ведь за 10-20 лет закончатся сроки эксплуатации большинства реакторов-миллионников (ВВЭР-1000). В «Энергоатоме» в интервью «Бизнес-Цензору» сообщили, что в перспективе Украина имеет шанс лишь достроить два новых таких реакторы на Хмельницкой АЭС, а в дальнейшем будут ориентироваться на малые модульные реакторы. Более того, сегодня рассматривается вариант превратить Украину в хаб с реакторостроения и изготовление оборудования для малых модульных реакторов технологии Holtec. Поэтому, поскольку после 2030 года скорее всего будет работать максимум 6 крупных реакторов (вместо 15 сегодня), строить отдельный завод для производства ядерного топлива для миллионников вряд ли эффективно.

Не следует исключать также вариант из серии теории заговоров: «УКРТВС» начинает строить завод, что заставит Westinghouse постепенно выйти с украинского рынка (поскольку условием построения завода есть гарантия того, что его продукция вполне будет идти на украинские АЭС). После выбрасывания американских конкурентов проект замораживается. В результате – завода не будет, однако останется монополия российской «ТВЭЛ» и полная зависимость от РФ в плане ядерного топлива.

Ольга Скороход, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3088407 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ