Суд по делу о нападении на Чорновол: новый осужденный и вопросы к следствию

— Почему вы меня снимаете? Вы спросили разрешения? — Это же суд, публичное место . Имею право снимать. -Так неформально начиналась финальная стадия суда над обвиняемым в нападении на Татьяну Чорновол. Напомним, в ночь на 25 декабря 2013 года на 34-м километре трассы Киев-Харьков нынешнего нардепа, а тогда активистку и журналистку Татьяну Чорновол избили несколько неизвестных, которые до того жестко преследовали ее на машине.

Обвиняемый в покушении– рецидивист Игорь Корнилов с Каменского, уроженец Ивано-Франковщины (в криминальных кругах известный как Мартин). Ему ощутимо дискомфортно от направленных на него в упор камер. Журналистов пришло вдоволь именно на финальную стадию рассмотрения.

В конце концов Бориспольский горрайсуд Киевской области 25 октября приговорил Корнилова до 5 лет лишения свободы, изменив квалификацию преступления. Прокуратура и сторона Чорновол настаивала, что нападение на нее было покушением на убийство (ст. 115 УК) и не состоялся только благодаря тому, что искалеченную журналистку вовремя нашли сотрудники ГАИ. Следовательно, обвинение просило для Корнилова 10 лет тюрьмы. Однако его признали виновным в нанесении телесных повреждений средней тяжести с целью запугивания (ч. 2 ст. 122 УК), неоказании Чорновол помощи и оставлении в опасности (ч. 1 ст. 135). За то, что Корнилов не признал себя виновным, отказался сотрудничать со следствием, а также учитывая рецидивность преступления (он ранее 5 раз судим и имеет непогашенные судимости) суд назначил максимально возможный срок наказания по ст. 122.

ФАБУЛА: ОДИН ИЗ НАПАДАВШИХ

Корнилова признали одним из нападавших на Татьяну Чорновол. По данному делу свой срок уже отбыли двое, которых признали соучастниками преступления, – Сергей Котенко и Роман Залюбовский. Первом из них якобы принадлежит «Порше Кайен» (номер АА 5399 EH), на котором преследовали журналистку, он в ту ночь был за рулем. Второй – Залюбовский — признался в том, что наносил Чорновол побои. Еще один фигурант – Андрей Зинченко – сейчас находится в розыске. По последней информации, он скрывается на территории РФ. В 2014 году началась процедура его экстрадиции в Украину, однако ее было остановлено.

Во время следствия задержанные рассказывали легенду о том, что Котенко, собираясь продать авто, будто демонстрировал мощности машины потенциальным покупателям Залюбовскому и Зинченко. На проспекте Бажана их якобы возмутило поведение Чорновол на дороге, и они решили ей отомстить. Эта легенда рассыпалась после того, когда в деле появились записи с регистратора машины Чорновол, на которых видно, как «Порше Кайен» таранит в бок и подрезает «Шевроле» активистки, что совсем не похоже на действия людей, которые собираются осуществить с указанным «Порше» выгодное соглашение. …

В апреле 2015 Залюбовского осужден на 3 года как того, кто нанес Черновол телесных повреждений. Он был освобожден по амнистии. Тогда же Котенко как соучастник получил 1 год и 3 месяца, которые ему зарахувалися за пребывание в СИЗО по формуле 2 дня за 1. Чорновол подала апелляцию, в результате которой Котенко также получил 3 года.

В 2017-м на территории Беларуси был задержан и арестован Олег Нетребко (в уголовном мире — Нетрік) , который не был на месте преступления, но, как считает следствие, выполнял роль координатора нападающих и вероятно имел выход на заказчиков. Однако его первоначальные показания не легализованы, поскольку через месяц после задержания Нетребка нашли повешенным в СИЗО. Официальная версия – самоубийство. Поэтому приговора в отношении него нет, а уголовное производство закрыли в связи со смертью подозреваемого.

Олег Нетребко. Фото с сайта МВД

Среди нападавших фигурировала также лицо, разбивала стекло задних пассажирских дверей и держала Чорновол во время ее избиения. Материалы в отношении нее выделены в отдельное производство. Суд признал достаточными доказательства, что этим лицом является Корнилов.

Первые следственные действия с Корниловым были совершены в начале 2014 года. Тогда в его доме в Каменском был проведен обыск и записаны его показания. Летом 2014-го был объявлен в международный розыск вместе с Нетребком и Зинченко. Задержанный — лишь в 2017 году. Как он сам признает, практически сразу после визита к вдове Нетребка.

СУД: ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ДОМЫСЛЫ И НОВЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

Коллегия судей в составе председательствующего Евгения Борца и Виталия Журавского и Илоны Муранової-Лесив должна была рассмотреть материалы не только о причастности Корнилова, но и факта покушения на убийство.

В своих показаниях Татьяна Чорновол еще раз подробно описала хронологию событий, начиная от момента, когда уехала с Майдана домой вечером 24 декабря. Среди прочего она заявила, что четко узнает Корнилова как человека, что во время погони пыталась вытащить ее из машины, а когда этого не получилось, — разбила окно задних дверей. Характерные черты, за которыми запомнила Корнилова, — массивные надбровні дуги и специфическая походка (как выяснилось потом, и защиту Корнилова этого не отрицает, накануне тот перенес операцию на ноге). Также она предполагает, что именно Корнилов, а уже осужден Залюбовский, наносил побои….

Основным посылом выступления Чорновол было недоверие к расследованию времен Януковича, которое намаглося слепить из нападавших обычных хулиганов. Этим она объясняет мягкий, по ее мнению, приговор Корнилову и Нетребку. Также она заявила, что не верит в то, что побои ей наносил Залюбовский, и об этом сказала еще на суде над ним в 2015-ом. Добавила, что на 80% уверена, что ее бил именно Корнилов, поскольку он единственный из группы нападавших имеет крупные габариты, тогда как она не была в состоянии видеть, но почувствовала, что ее бьет физически большой человек. Этим нардеп оставила массу открытых вопросов и намеков. Главное из них – зачем Залюбовский взял на себя чужую вину, если окажется, что он не завдава ударов.

Ссторона обвинения настаивала на ужесточении ответственности. Корнилов должен быть признан виновным в совершении покушения на убийство, а не причинении телесных повреждений как Залюбовский, отметили Чорновол и прокурор.

В свою очередь Обвиняемый Корнилов в коротком выступлении сказал: он «в шоке от того, что происходит», поскольку из него делают козла отпущения.

Защиту Корнилова предложил суду такую историю. Он был хорошо знаком с двумя фигурантами дела – Зинченко и Нетребком. В указанные даты он поехал в Киев на несколько дней, где жил у своего друга Дмитрия, фамилии которого не помнит. За несколько дней пребывания в Киеве он виделся с Нетребком. Во время встречи, по его словам, они «если честно сказать, выпивали». В Нетребка именно в день совершения покушения Корнилов якобы забыл свой мобильный телефон, а забрал только на следующий день. Когда через несколько дней вернулся в Каменское, то из новостей узнал о нападении на Чорновол. В январе в его квартире провели обыск, он дал показания о том, что знал двух фигурантов. Осенью знакомая сообщила ему о том, что он объявлен в международный розыск. Потом он сам в этом убедился, и все это время продолжал жить в Каменском, но не по месту регистрации. Почему его задержали, не понимает.

Адвокат Валерий Буняк ожидаемо указал, что упоминания о майдане, преступный режим Януковича и привязка политических событий к Корнилова вообще не должна звучать в данном деле.

Свидетелями со стороны Корнилова стали его друг Дмитрий Власюк, у которого, как он утверждает, останавливался в Киеве, а также знакомые Фролов и Россомаха, которые должны были подтвердить время его выезда из столицы. Однако, как впоследствии признали судьи, никто из указанных лиц не смог указать место пребывания Корнилова в ночь на 25 декабря.

При этом Корнилов на неоднократные просьбы суда не смог воссоздать точную хронологию событий того вечера и ночи, в том числе, не смог воссоздать ее согласно собственных показаний от 9 января 2014 года, ссылаясь на то, что не помнит таких деталей.

Тот факт, что телефон Корнилова засветился по маршруту преследования и совершения преступления, адвокат объясняет уже упомянутой историей о том, что гаджет был забыт в Нетребка.

«Если Игорь Николаевич Корнилов в него (Нетребка, – ред.) забыл телефон, а потом телефон был на месте преступления, и потом он у него забрал телефон, то это обстоятельство серьезная. Может ли такое быть, вы спросите меня? Безумновно, может. Разве никто из нас никогда не забывал телефон? Тем более в состоянии опьянения», — сказал Буняк журналистам уже после оглашения приговора.

Прокуратура кроме протокола опознания Корнилова предоставила как доказательства результаты следственного эксперимента и данные обыска у Корнилова. В частности, в его квартире был изъят лист из блокнота с рукописным текстом «Дима, рыжий, нужно, чтобы Паша подт. алиби». То есть, как настаивала прокурор, по первоочередным планом алиби Корнилову имел подтвердить не Дмитрий, а какой-то Паша.

Сторона защиты настаивала, что процедура опознания была проведена некорректно, поскольку это было сделано по видео, а не лично. Кроме того, Корнилов якобы единственный был в свитере, тогда как другие лица, которых узнавали, имели на себе куртки. Кроме того, во время опознания он стоял или сидел, поэтому потерпевшая не могла опознать его хода.

Сама Чорновол заявила, что не помнит деталей процедуры опознания, однако раз десять настаивала в суде, что четко запомнила нападавшего, который пытался вытащить ее из машины и разбил заднее стекло. Еще раз пять она повторила это журналистам:

«Я не раз говорила, что мне не говорилось об одежде. Я запомнила личность, которая подходила тогда к машине. Это я заявляю сознательно и на 100% узнаю Корнилова».

Адвокат подал ходатайство о проведении следственного эксперимента с подставными лицами, который должен установить способность Татьяны Чорновол до запоминания лица человека при стрессовых обстоятельствах и за короткое время. Это ходатайство суд не удовлетворил, признав невозможным воспроизвести ни физические условия и место инцидента (в частности, освещения), ни эмоционально-психологическое состояние Чорновол.

Еще один аргумент защиты – то, что Корнилов не уехал из Украины даже тогда, когда был подан в международный розыск. Этот факт, по мнению адвоката, доказывает, что Корнилов не считает себя виновным.

Со своей стороны прокурор Юлия Малашич это объясняет банальной самонадіяністю: «Никогда не нужно преуменьшать наличие определенной самонадеянности. Можно ли здесь говорить об определенной самонадіяність? Бесспорно».

Дебаты между сторонами заслуживают отдельного внимания. Не так между адвокатом и прокурором, как между потерпевшей и обвиняемым. Чорновол спросила, почему тот не пошел на сделку со следствием. Корнилов в свою очередь обратился с эмоциональной речью к Чорновол. Зато сторона обвинения усматривает в словах Корнилова оговорку по Фрейду.

«Все запомнили утверждение, которое Корнилов высказал, когда потерпевшая указывала, с какими чертами лица она запомнила осужденного, он сказал: «Как вы могли меня запомнить по надбровних дугах, если я тогда был в шапке?» Подобные высказывания по Фрейду нельзя исключать в данном случае», — считает Малашич.

Против Корнилова играет еще один факт, который не фигурирует в деле. Определенные утверждения относительно причастности Корнилова выразил Нетребко, к совершению самоубийства. На прямой вопрос «Цензор.НЕТ», указывал Нетребко на то, что Корнилов был задействован в выполнении преступления, прокурор Юлия Малашич сказала: «Во время одного из допросов он (Нетребко, – ред.) косвенно указывал на это. Относительно категоричности данного утверждения и его буквального перевода я пока не могу сказать».

За закрытие дела эти показания не могут считаться доказательствами, но это озвучил публично сам Корнилов в форме: «Я не знаю, почему он на меня показала».

Сама же Чорновол слова Корнилова называет попыткой спрятаться за смертью Нетребка:

«Показания, которые Корнилов сегодня дал суда, очень похожие на дело Гиви Немсадзе. Это известный киллер 90-х из Донецка. Он длительное время скрывался. Во времена Януковича решил реабилитироваться, сделал якобы явку с повинной. И он дал интересные показания суд: якобы все задокументированы убийства, за которыми есть свидетели и много протоколов, совершал не он, а его брат Гурам Немсадзе. и «Г. Немсадзе», который фигурирует в деле, — это не он, а его брат Гурам. Но на тот момент брат уже был покойным. И Гиви дал показания против своего покойного брата, нарушив все правила уважения к мертвого родственника. Здесь я вижу тот же подход, когда Корнилов пытается повесить преступление , в котором он непосредственно принимал участие, на своего ныне покойного шефа».

Спор о квалификации преступления занял не меньшую, если не большую часть времени судебного заседания 19 октября. Адвокат, доказывая, что нападение на Чорновол не может считаться покушением на убийство, начал свою речь в этой части с киношной фразой: «Вы во время досудебного следствия поблагодарили обвиняемому за то, что он вас не убил?». Несмотря на снятие этого вопроса как некорректного, защита пыталась доказать, что избитую Чорновол специально оставили возле дороги, чтобы ее могли быстро найти, при этом ее побои не были смертельными. Зато прокурор настаивала, что пострадавшую журналистку оставили в кювете в посадке по дороге, где ее очень трудно было заметить, если бы и не очнулась.

Затем судьи заслушали спор между сторонами относительно погодных условий в ночь совершения преступления. Адвокат Буняк на стадии прений пытался доказать, что температура тогда была выше нуля градусов по Цельсию, а это, по его мнению, свидетельствует о том, что избитую Чорновол оставили в условиях, в которых она не могла умереть. В доказательство этого он приобщил распечатки с сайтов прогноза погоды, однако большинство касались или утра 24 декабря (тогда как нападение совершили ночью) или погоды в столице, а не за городом. К обсуждению того, как несколько градусов выше нуля могли повлиять на жизненные процессы травмированного организма, дело не дошло, поскольку суд признал, что в ночь на 25-е таки была морозной.

В итоге судьи пришли к выводу, что целью нападения было запугивание Чорновол, а не лишение жизни, поэтому удовлетворил требования адвоката относительно изменения квалификации.

«Когда обвиняемый подошел к потерпевшей, он разбил окно именно задних, а не передних дверей, за которыми сидела Татьяна Николаевна. Это обстоятельство свидетельствует о том, что, используя камень значительного размера, он не собирался даже неумышленно причинить смерть потерпевшей. Нападение происходило на автодороге международного значения Киев-Харьков. На этой же дороге обустроена система видеонаблюдения. Игорь Николаевич не применял к потерпевшей холодное оружие или специальные средства, хотя они были обнаружены у него в результате проведения обыска жилья. После того как потерпевшая потеряла сознание, Игорь Николаевич даже не изменил места расположения ее автомобиля для того, чтобы сделать невозможным своевременный розыск пострадавшей», — говорится в постановлении, которое зачитал судья Борец.

ЧТО ДАЛЬШЕ? НОВЫЕ ИМЕНА ОРГАНИЗАТОРОВ

Следовательно, Корнилов получил 5 лет, с учетом так называемого «закона Савченко» он уже отбыл половину назначенного срока. Кроме того, адвокат Корнилова Валерий Буняк предположил, что будет подавать апелляцию. Поэтому стоит ожидать, что за время ее рассмотрения всплывет и остаток срока по форме «2 за 1».

В дальнейшем остаются открытым два вопроса. Первое — кто организатор и заказчик. Второе – тайна смерти координатора нападающих Нетребка.

Чорновил настаивает, что второе ведет к первому. По официальной версии, Нетребко наложил на себя руки. Сейчас опустим вопрос, как такое могло случиться в СИЗО. Факт красноречивый тем, что ни одно свидетельство Нетребка теперь нельзя считать доказательством, а на покойного можно вешать любые проступки. Сразу по смерти подозреваемого она заявила, что его убрали, потому что он мог сдать организаторов. Сегодня она убеждена, что Нетребка склонили к самоубийству.

На суде Чорновол прямо спросила Корнилова, который давно и хорошо знал покойного, тот мог наложить на себя руки. То с массой оговорок ответил, что вряд ли: «Он был сильный крепкий человек».

Кто или по поручению кого Нетребка могли довести до самоубийства?

Татьяна Чорновол в своих показаниях потенциальными заказчиками назвала Александра Храмцова и бывшего охранника Януковича Константина Кобзаря, откуда ниточку потенциально можно проследить до заказчика (которым Чорновол называет Януковича). Во время досудебного расследования она подавала ходатайство о расследовании участия этих людей в этом деле. Храмцова задержали, но быстро отпустили. По горячим следам после совершения нападения кроме Храмцова были задержаны также уже упомянутые Залюбовский и Котенко, а также брат последнего Александр и Андрей Насиковський. Храмцов, Александр Котенко и Насиковський вскоре были выпущены на свободу.

Ходатайство о допросе Храмцова она озвучила и в начале своих показаний 18 октября. Суд оставил время для подачи ходатайства о привлечении указанных лиц к процессу хотя бы как свидетелей, однако позже нардеп отказалась воспользоваться этим правом – по ее словам, не хотела затягивать судебное разбирательство, добавив, что заявление с просьбой расследовать участие Храмцова направлена в правоохранительные органы.

Свое подозрение относительно Кобзаря она объяснила записями в дневнике Кобзаря, датированными тем временем, когда на нее было совершено нападение: «Черновол поехала на Майдан»; на следующей странице: «23:10 выехала отключила тел. 23:50 включила показала что на Крещатике». А дальше через несколько строк – «23:50 началась зачистка» и «1:00 закончили (чисто)».

Александр Храмцов в этой истории является черной лошадкой. Официально он является бывшим владельцем «Порше Кайена», затем продал автомобиль Котенку, который, будучи за рулем, и предоставил машину для перевозки нападающих. Чорновол озвучила новые факты. Храмцов самом деле не продавал машины Котенко, договоры были сфальсифицированы, чтобы вывести первого из-под удара. Сейчас он требует на законных основаниях вернуть ему авто.

«О Храмцова я узнала от сокамерника господина Котенко, которого я случайно встретила в магазине. Однако после того, как я подняла материалы дела, то поняла, что показания, которые мне дал сокамерник Котенко, соответствуют действительности. Храмцов является владельцем того автомобиля и требовал ему вернуть. Эти заявления адвоката господина Храмцова есть в материалах дела. То есть все договоры купли-продажи были сфальсифицированы», — пояснила она.

Мать Храмцова Ольга является председателем профсоюза сотрудников полиции охраны при МВД, и сам фигурант работал в этом ведомстве, что, по мнению Чорновол, может объяснить быстрый выход последнего на волю.

Позиция защиты о невиновности Корнилова и полное основание сейчас осталась без детальных объяснений. Ни адвокат, ни сам Корнилов не смогли ответить на вопросы прессы: кому и зачем выгодно подставлять обвиняемого на роль обычного исполнителя. И тем более, почему это должно быть выгодно Чорновол, которая в данной ситуации является жертвой и заинтересована в наказании нападающих.

На вопрос журналистов, поступали ли ему определенные угрозы, Корнилов ответил молчанием. На аналогичный вопрос из уст Чорновол, угрожали Корнилову в случае, если он пойдет на сделку со следствием, тот ответил: «Нет». На логичный вопрос журналистов, почему не хочет общаться с прессой и рассказать подробнее о возможных угрозах, он многозначительно сказал: «Это не имеет смысла».

Между тем в прокуратуре заявляют, что расследование в отношении остальных действительных и потенциальных фигурантов дела продолжается.

Ольга Скороход, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3093914 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ