«Мы купили билет в один конец …» Люди, которых Украина отправляет в Индию, умирают, так и не дождавшись трансплантации

По тому, как страна заботится и защищает своих граждан, судят о ее силе. Сегодня Украина продемонстрировала практически полную недееспособность, как в первом, так и во автором. 8 украинцев сейчас отчаянно борются за жизнь в далекой индийской клинике Fortis Меларен Hospital.

Наш Минздрав направил их туда для проведения трансплантации органов. Однако, несмотря на то, что государство сполна заплатило за операции, надежды на их проведение тают с каждым днем.

МИНЗДРАВ ПРОДОЛЖАЕТ ДАЛЬШЕ ОТПРАВЛЯТЬ ЛЮДЕЙ В НИКУДА

Дело в том, что более года назад в этой стране изменились некоторые правила получения органов для иностранцев, из-за чего трансплантации практически перестали проводит. За это время 5 наших граждан умерли, так и не дождавшись спасительной операции.

Недавно к нам в редакцию обратился Ярослав Дорошенко, который сейчас находится в Индии вместе с женой, нуждающейся в трансплантации легких.

«Мы с женой приехали сюда 29 мая. В переписке с клиникой нас уверяли, что срок ожидания — 2-3 месяца, максимум — полгода. Но последнюю пересадку украинцу сделали в октябре 2018 — и все. Люди сидят здесь по 8-9 месяцев. Рекорд — 1 год и 8 месяцев (правда, это ребенок, а для них срок ожидания больше). Проблема с пересадками началась еще в начале 2018 г. . Минздрав на это никак не отреагировал и продолжает дальше отправлять людей в никуда.

Сейчас, насколько я слышал, в Минздраве проводят расследование, там вообще не могут понять, за что и кому платили деньги. У моей жены и некоторых других пациентов состояние ухудшается, сейчас Леся растет при 154 см весит 30 кг и продолжает терять вес. Она постоянно подключена к кислородному баллону, кашляет кровью. В госпитале эй оказывают только поддерживающую терапию, поскольку все врачи бессильны против этой болезни и говорят, что срочно нужна трансплантация. Я не знаю, протянем ли мы до 2020г., Назад Леся уже дорогу не перенесет, поэтому мы сможем вернутся или после операции, или… По сути, мы купили билет в один конец…»

В крайне тяжелом положении находятся и некоторые другие пациенты. Бабушка 9-летнего Димы Анна Пальок недавно разместила буквально крик о помощи:

«Ситуация у нас критическая. В субботу мы с Димой и нашими друзьями пошли в магазин. Вдруг внук начал шататься, наш друг, с которым мы гуляли, едва успел его подхватить на руки. У Димы остановилось сердце. Переводчик немедленно вызвала скорую, я сделала массаж сердца, и оно вновь начало биться. Скорая приехала буквально через пару минут, и доставила Диму в реанимацию. Хорошо, что клиника была рядом. Благодаря тому, что удалось вовремя оказать помощь, уже через несколько часов внук смог сказать несколько слов, очень-очень слабым голоском. Он часто плачет, хотя до этого наоборот был настоящим героем и поддерживал меня. Что дальше — один Бог знает, а я вас всех прошу, мысленно пожелайте ему выздороветь, а может — помолитесь за него…»

О помощи просят и другие пациенты, у которых состояние стабильно тяжелое. Они понимают, что нынешняя команда Минздрава пришла относительно недавно, и им нужно время на то, чтобы разобраться в ситуации и начать действовать. Просят только одного: «Пожалуйста, быстрее…».

Сейчас положение наших пациентов еще более осложнилось. Доктор К Балакришнан, который входит в число ведущих трансплантологов мира, ушел в другой госпиталь вместе со всей своей командой.

Справка Цензор.НЕТ По официальной информации из Минздрава сегодня врачи индийской клиники осуществляют медицинское наблюдение за 18-ю украинцами, 10 из которых сейчас находятся в Украине. Для их лечения методом трансплантации Минздрав Украины в течение 2018-2019 годов перечислил $ 2,1 млн. грн. Один пациент лечится за счет остаточных средств. С учету всех средств, которые имеются на счетах индийской клиники, с учету затрат на обследование и лечение, которые уже получены нашими пациентами, общий остаток составляет $ 2200000. Стоимость лечения одного пациента колеблется от $ 95 тыс. до $ 155 тыс. в зависимости от диагноза . Сейчас пациенты, находящиеся на территории Индии, ожидают пересадку легких, сердца и комплекса этих органов. Индия остается единственной страной, которая принимали на трансплантацию пациентов из других стран для трансплантации сердца и легких по стоимости, которая может быть оплачена из госбюджета Украины. Лечение в США и Германии в 5-10 раз превышает эту стоимость.

ОРГАНЫ ЖЕРТВУЮТ ТОЛЬКО ИНДУСАМ

Как могло получиться, что людей отправили в чужую страну, даже не подумал удостовериться, что им сделают нужные операции? Наше консульство в Индии еще в июне направил в Минздрав письмо, в котором предупредило, что в стране изменились правила выделения донорских органов иностранцам.

Первое предупреждающее письмо датируется 25 июля 2018 года, а в письме уже от 30 сентября говорится следующее:

«В 2018 индийское правительство существенно изменило свое отношение к вопросам трансплантации в стране. Индийские административные структуры, принимающие решения о донорских органах, в соответствии с местным законодательством отдают приоритет в выделении таких органов в первую очередь для граждан Индии. Это создает серьезные сложности для иностранных пациентов, прибывающих в страну для проведения операций. Как мы сообщали, согласно статье ведущего индийского издания «The Times of India», за последние месяцы в Индии не было выделено ни одного трансплантационного органа для иностранных пациентов, а последняя операциюя по трансплантации украинскому пациенту была сделана в больнице «Fortis Меларен Hospital» в г.. Ченнай в октябре 2018 года.

Однако, несмотря на это, Минздрав Украины продолжает выделять значительные государственные средства на лечение граждан Украины в Индии и направят пациентов в эту страну, где выделение донорских органов для трансплантации иностранцам фактически приостановлено. Только в июле-августе этого года Минздрав направил в Индию очередных трех пациентов (Ю.Ковальчук, А.Антоненко и А.Колбасенко). Как результат, на сегодняшний день более 10 украинских пациентов оказались в сложной ситуации в Индии с сомнительными перспективами быть вовремя прооперированными, а 5 пациентов умерли в течение последнего года, так и не дождавшись операции».

Далее в письме говорится, что в качестве решения проблемы Министерству здравоохранения Украины предлагалось начать поиски альтернативы Индии и срочно решить вопрос с теми пациентами, которые уже находятся в индийских клиниках. Также Минздраву предлагалось направит в Индию экспертную комиссию, которая будет решать ситуацию на месте и, в том числе, заключит прямые договора с клиниками. Однако, реакции Минздрава на эти предложения до сих пор в Посольство не поступало».

Почему Министерство проигнорировало письмо дипломатов и продолжало направят наших граждан, по сути, в никуда? Почему не попытались заключит прямые договора с клиниками?

ПОЧЕМУ РУССКИЕ СМОГЛИ ДОГОВОРИТСЯ, А МЫ НЕТ?

О том, что происходит сейчас в Индии с нашими пациентами, мы поговорили с главой правления Национального движения «За трансплантацию» Юрием Андреевым:

— К нам постоянно обращаются украинские пациенты, которые ожидают трансплантации в Индии, сейчас они там оказались в заложниках. Пересадки им не делают. Насколько я знаю, русские своих пациентов перевели в другой госпиталь в другом штате. Там условия другие и пересадки делают. Вот относительно недавно сделали пересадку девочке.

Украинцы в индийской клинике уже год и ни одной пересадки ни одному гражданину Украины не сделали. Если раньше из Индии приезжавшему после пересадок – сердца, легких или комплекса сердце+легкие, — то сейчас за этот час прилетело 5 цинковых гробов. Люди в ожидании пересадок умирают. Мы неоднократно обращались в Минздрав, подавали им свои предложения по решению ситуации.

— Какому министру – Супрун или Скалецкой?

— К обеим. Помимо этого мы сами обратились с письмами к премьер-министру Индии, в Министерство здравоохранения Индии и в общественные организации, которые занимаются этими вопросами. Мы попросили объяснить, что происходит, почему перестали делать пересадки иностранцам, в частности, гражданам Украины, что можно предпринять и возможна ли альтернатива. Сейчас ждем ответ.

— Как, на ваш взгляд, можно было бы решить ситуацию?

— Вначале нужно точно понять, почему трансплантации не делаются. Раньше у родственника умершего спрашивали, готовы ли они отдать его органы для спасения других людей. И родственники соглашались. А сейчас они еще и должны подтвердить, что согласны отдать органы иностранцу. В такой ситуации родственники часто отказываются. В стране усилились националистические движения, и если индусу они готовы пожертвовать органы, то иностранцу – нет.

— А почему же россиянам делают?

— Россиян перевели в другой штат, возможно, там политика несколько отличается. К слову, сами индусы удивляются – почему наши власти ничего не делают для спасения своих граждан.

— А деньги за трансплантацию полностью заплачены?

— Естественно. Но пациенты, которые там находятся, у них состояние разное, многим назначают поддерживающее лечение, которое, часто, «съедает» все деньги. Вот, например, мальчик Назар Балык, который последний умер там, у него было очень тяжелое состояние, он долго был в реанимации, и в последние дни на его счету было уже очень мало денег, и если бы ему нашлось сердце, то нужно было бы платит еще раз.

— В письме нашего посольства в Индии есть рекомендации для Минздрава «заключит прямые договора с клиниками». А какие были договора и с кем? Можно же было требовать выполнения обязательств либо возврата средств, поскольку услуга, за которую заплатили, не оказана.

— Нет никаких договоров. Это, кстати, одна из претензий Счетной палаты к Минздраву – мы отправляем людей в клиники, не подписывая договора и даже, по всей видимости, не заключая меморандум.

— Как же идет оплата?

— Минздрав платит напрямую в клинику согласно расчетам самой клиники. Вместо договоров Минздрав получает от клиники письменную договоренность, где указаны стоимость лечения и гарантировано возврат денег в случае неоказания медицинской помощи. Договора не предусмотрены, так как клиник очень много подписание договора процесс длительный, а времени у пациентов нет.

— Но как можно отправить людей и не проверить, что с ними там происходит?

— Это жесть! Наши пациенты оказались в прямом смысле слова в заложниках. И вернуть их нельзя, потому что у нас такие трансплантации не делаются.

— А в другие страны мы не можем отправлять?

— Индия единственная страна, в которую можно было отправлять наших деток на операцию по трансплантации сердца. Белорусы берут детей уэсом вот 25 кг. То же самое комплекс сердце+ легкие для взрослых – только Индия это делает.

— Беларусь не делает трансплантацию легких?

— Они только недавно начали делать и только для своих граждан. Тем более, комплекс сердце и легкие. Наши пациенты туда едут для трансплантации почек, печени и сердца. Если бы за все то время, пока мы отправляли пациентов в Индию, в Беларусь, в Украине появилась собственная система трансплантации, мы бы уже всех вернули домой и сделали им операции в Украине!

— Но приняли же новый закон о трансплантации, по идее, все должно сдвинуться с мертвой точки.

— Дело не только в законе. До этого был закон 1999 года, и трансплантации у нас делали, в том числе и трупные – от умершего донора. За весь этот период пересажено 6 сердец и более сотни почек. В Запорожье, к примеру, в прошлом году пересажено 6 почек.

— В чем же проблема?

— Система не работает. Уже под новый закон нет подзаконных актов, нет связи между больницами. Врачи в Институте сердца, Институте Амосова, Институте Шалимова готовы сделать операцию, но у нас нет единой базы извлечения органов по всей стране.

Когда человек умирает, врачи должны констатировать смерть мозга, спросить у родственников согласия и только после этого имеют право на извлечение органов и передачи их в клиники, которые могут делать трансплантацию.

Мы говорили с заведующими реанимаций, аккредитованных на забор органов, почему они это не делают. Оказалось, в очень многих наших реанимациях нет соответствующего оборудования для констатации смерти мозга.

— Как же они констатируют смерть?

— В большинстве больниц — никак. И это при том, что диагностика смерти мозга должна проходит вне зависимости от трансплантации. Конечно, есть исключения. В Запорожье, к примеру, на базе ых областной больницы есть оборудование, с помощью которого диагностировали смерть мозга пациента. Там врачи брали согласие у родственников и пересаживали, к примеру, почки. А кому сердце нужно, они не знали, т.к. единой базы пациентов, нуждающихся в трансплантации, у нас нет.

Мы в больницах собрали списки недостающего оборудования, которое требуется для проведения трансплантаций. Эти списки тоже передали в Минздрав.

— У нас планируется создание такого единого реестра?

— Лет 28 планируется. В прошлом году Минздрав купил за 26 млн грн. — 1 млн. долларов — единую информационную систему. Поэтому реестр как-бы есть, но в неофициальных беседах сотрудники Минздрава говорят, что он пока не работает. Там должно быть 9 реестров. Среди них — реестр людей, которым нужны пересадки (за все время мы их даже не посчитали), которые дали согласие быть донором, которые написали заявленіе об отказе быть донором и т.д.

В этом году для украинцев наступила точка невозврата, и эта ситуация, когда мы готовы платить за пересадку органа, но никто нам ее не сделает, и если сейчас украинские власти не поймут этого, то завтра даже самый богатый украинский олигарх может оказаться на месте этих пациентов в Индии!!! На сегодняшний день никто не берется делать пересадку сердца украинским детям. Возможно, это уже тот момент, когда нужно все силы и все финансы направит на украинскую медицину?

Такая же ситуация с пациентами, которые находятся в Беларуси. Но они пока не кричат об этом громко, так как находятся на диализе и это им дает возможность ожидать, но пересадку почек они также ожидают от года до пяти лет. И многие, к сожалению, не могут дождаться этих операций.

Справка Цензор.НЕТ. То, что государство отправляло наших граждан, по сути, в пустоту, следует и из отчета Счетной палаты Украины, подготовленного в мае 2018 года. В частности, там говорится следующее: «Министерство здравоохранения Украины не обеспечило осуществление надлежащего внутреннего контроля за использованием средств государственного бюджета, выделенных для лечения граждан Украины за границей по бюджетной программе «Лечение граждан Украины за рубежом»: двусторонние соглашения с медицинскими учреждениями зарубежных стран не заключались; стоимость услуг по лечению граждан Украины соответствующими калькуляциями не подтвержденная; ценовой анализ стоимости лечения при выборе медицинских учреждений зарубежных стран не осуществлялся; оценка качества и результативности лечения не проводилась. Как следствие, из направленных на лечение за границу в 2016-2017 годах за счет средств государственного бюджета 358 граждан Украины в Минздраве имеются данные о результатах лечения только 175 человек, из которых 43 (25%) умерли во время лечения или после его завершения».

МИНЗДРАВ ОБЕЩАЕТ ВСЕ РЕШИТЬ

Цензор.НЭТ направил запрос в Минздрав с просьбой рассказать, как возникла такая ситуация и как они планируют решать проблему. Вразумительного ответа мы не получили, но 26 ноября состоялся брифинг для журналистов, посвященный этой проблеме.

Министр здравоохранения Украины Зоряна Скалецкая заявила, что в ведомстве полны решимости добиться оказания необходимой помощи нашим пациентам: «На сегодня мы хорошо изучили ситуацию и прекрасно понимаем, сколько граждан там находится, сколько средств за них будут исчислены и остатки на счетах, какие у нас есть финансовые возможности. Провели переговоры с МИДом и Минфином, чтоб решить все вопросы, как средства будут выведены на зарубежные счета больниц в Индии, и как мы можем их использовать с целью получения медицинской помощи нашими гражданами».

По ее словам, сегодня большинство всех необходимых решений уже подготовлены, и в скором времени в Индию отправятся представители от Минздрава, чтобы на месте решить все вопросы, связанные с лечением, с переводом в больницы, в которых можно получить необходимую медицинскую помощь.

— В Индии сегодня находится 8 украинских граждан. И мы решительно настроены решить на наивысшем уровне вопрос получения ими медицинской помощи, провести все необходимые переговоры.

Член проектного офиса реформ при Минздраве Дмитрий Коваль отметил, что из всех 8 пациентов тяжелое состояние только у одной пациентки, все остальные в стабильном состоянии, и какой-то ургенции сегодня не существует.

По его словам, «на сегодня проведены письменные переговоры с клиникой, в которой находятся наши пациенты, с клиникой, в которую они хотят перейти вслед за доктором Балакришнаном. Он творит настоящие чудеса и берет самых тяжелых пациентов, и на него есть большие надежды.

Несмотря на то, что лечение в другой клинике является более дорогостоящим, есть распоряжение министра принять любые меры, чтобы наши граждане удачно перешли в другой госпиталь. Однако это не изменит ситуацию с выделением органов. Поэтому запланирован визит на 12 декабря, но мы надеемся, что он состоится раньше».

Дмитрий также рассказал, что до конца 2019 г. планируется направит дополнительно 95 пациентов на лечение в Беларусь, Турцию и Италию для проведения трансплантации почек, легких, сердца и костного мозга. На это планируется выделить из госбюджета 233 млн грн. Что касается Индии, то туда пациенты будут направятся только в том случае, если Минздрав Индии подтвердит возможность принимать наших граждан.

Также Д. Коваль заявил, что в Минздраве будет создана служба по организации и сопровождению лечения наших граждан за рубежом. Однако основой задачей остается создание собственной системы трансплантации в Украине.

* * *

Цензор.НЭТ внимательно следит за ситуацией, держит связь с находящимися в Индии пациентами и их родственниками и будет информировать о развитии событий. Учитывая публичность, есть надежда, что чиновники не «забудут» о проблеме и действительно сумеют помочь нашим пациентам в Индии – большим и маленьким.

Татьяна Галковская, Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r3162349 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ