«Посягательство на жизнь заключалась в демонстрации автомата»: Верховный Суд освободил айдарівців, которые три года находились за решеткой

Вечером 5 февраля Верховный Суд освободил Николая Агапова, Вадим Фещенко и Романа Щурова, которых Константиновский районный суд Донецкой области ранее приговорил к 8-8,5 годам с конфискацией.

Во время рассмотрения кассации защита в очередной раз подчеркивал, что действия военных нельзя оценивать по гражданским законам, а прокурор вдруг решил обвинить бойцов еще и в дезертирстве. Собратья же убеждены: обвинения в адрес украинских военных вообще не должны рассматриваться в судах Донецкой и Луганской областей.

«ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ПОЛЕГЛО В ДЕМОНСТРАЦИИ АВТОМАТА»

Рассмотрение кассационной жалобы в Верховном Суде начинается в 14:00, но двадцать минут спустя не рассасывается длинная очередь из желающих предъявить документы, вывернуть карманы, пройти сквозь металлоискатель и наконец попасть на заседание. «В зале осталось шесть мест! Только шесть!» — взволнованно сообщает секретарь суда, однако его слова не имеют никакого эффекта. Люди продолжают заходить, стоят под стенами, в дверях и даже в коридоре.

Публика совершенно разная, но в основном это все же ветераны. Вот человек снимает абсолютно цивильное черное пальто и набрасывает себе на плечи куски желто-голубой флаг. Флаг, который 5 лет назад он взял с собой, отправляясь на войну.

Николай Агапов с собратьями. Фото с Facebook Андрианы Сусак

В начале слово берет один из судей. «…Посягательство на жизнь и здоровье, которое легло в демонстрации автомата Калашникова…», — монотонно зачитывает он постановления предыдущих инстанций.

Услышав эти слова, едва заметно улыбается осужденный Николай Агапов – айдарівець с позывным Яма. Двое других фигурантов этого процесса, Рекс и Спикер – только на видеосвязи.

«…Разбойное нападение…», — продолжает читать судья.

Суть этого запутанного дела очень проста. В декабре 2015-го бойцы просто на передовой задержали подозрительного мужчину без документов. Задержанный оказался сотрудником МВД. «Разбоем» тогда стало то, что у задержанного они временно изъяли его телефон с фотографиями боевых позиций и вызовы на российские номера, а также оружие со сбитыми номерами, которую он имел при себе.

По мнению предыдущих судебных инстанций, милиционера военные хотели убить. Но почему-то не смогли.

«САМОВОЛЬНОЕ ОСТАВЛЕНИЕ ЧАСТИ – ЭТО ОТДЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ»

Сначала судьи дают слово защите бойцов – это адвокаты Наталья Фещик и Александр Кадієвський. Фещик раз подчеркивает: даже если на мгновение забыть о доказательности, то квалификация любых действий военнослужащих возможна лишь за частью ХІХ Уголовного кодекса Украины. Это военные преступления. Потом Фещик вспоминает о «посягательство на жизнь» потерпевшего. «Агапов – военный снайпер. Сказать, что он не смог выполнить задуманное, если бы это было покушение на убийство – абсурд». Говоря об обвинении в разбое, отмечает, что потерпевший имел при себе кольцо, цепочку и деньги — однако военные изъяли у него только телефон и нелегальное оружие.

Самого потерпевшего в зале суда нет – как не было его в судах и во время изменения обвинительных актов, и во время рассмотрения апелляции.

«Свободу добровольцам!» — скандируют под окнами суда ребята, которые не уместились в зале. Судья просит «хотя бы закрыть окно», однако кто-то из присутствующих встает и бежит на улицу – попросить активистов не мешать.

Фещик тем временем вспоминает пограничника Колмогорова, которого за выполнение приказа приговорили к 13 годам по приговору Донецкого суда, и высшая инстанция после проведенных за решеткой 2 лет освободила из-под стражи. Если в деле айдарівців как и в деле Колмогорова будет назначено новое рассмотрение — адвокат просит изменить им меру пресечения. Замечает, что в зале находятся народные депутаты, готовы взять ребят на поруки – таких минимум двое.

Фото из Facebook Александра Кадиевского

После адвоката слово берет осужденный, Николай Агапов. Он напоминает, что место, где произошло его «знакомство» с потерпевшим, – это зона активных боевых действий. И обращает внимание суда на то, что согласно с нормативными актами, правоохранительные органы все свои действия в зоне проведения ООС должны согласовывать с руководителем антитеррористического штаба. Что же делал на передовой задержан военными сотрудник полиции – до сих пор доподлинно неизвестно.

Фото из Facebook Дениса Полищука

Приходит очередь прокуроров. Говорят они очень кратко. По мнению стороны обвинения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. Также представитель обвинения отмечает, что не видит возможности судить Агапова, Фещенко и Щурова по военным законам, поскольку на это время они якобы «самовольно покинули место службы». Ушли с позиций населенного пункта.

«Самовольное оставление части – это отдельная статья, как вам известно», — удивленно перебивает его судья.

В зале поднимается шум. «Этот населенный пункт и был их местом службы! Это передовая!» — не выдерживает Оксана Корчинская. Речь идет о пгт Новгородское, что в Донецкой области.

Предложив перенести заседание в случае, если присутствуют не прекратят шуметь, судьи утоляют людей и направляются в совещательную комнату. Примерно через час они вернутся оттуда, и Верховный Суд освободит всех военнослужащих, отменит решение суда первой инстанции и назначит новое разбирательство их дела.

Фото из Facebook Сергея Мазура

«Я КАК БУДТО В КОСМОСЕ»

«Это был цирк на проволоке! – смеясь, комментирует внезапную заявление обвинения по поводу «самовольного оставления части» Наталья Фещик. – Вероятно, это был уже отчаяние, выдумка на пустом месте… Аргументов у прокуратуры не было, я бы на их месте хоть немного лучше подготовилась».

Что же до дальнейших планов и прогнозов защиты она более сдержанная. «Сегодня мы услышали лишь вступительную и резолютивную часть. Уже в полном тексте решения будут комментарии Верховного Суда по тем требованиям кассации, которые мы прописывали, и только когда у нас будет полный текст, мы будем понимать что делать дальше. Тогда мы и сможем планировать более конкретно».

Будут ли действия Агапова, Фещенко и Щурова теперь рассматриваться как действия военнослужащих, а не гражданских? «Не знаю, это еще вопрос без ответа, — говорит Фещик. – Это также зависит от того, что напишет в решении Верховный Суд».

В чем адвокат уверена — так это в том, что слушаться дело военных снова будет на Донбассе. Нравится это далеко не всем.

«Суды Донецкой и Луганской областей, к сожалению, очень часто показывают предубеждения относительно бойцов именно в ситуациях, когда те выполняют свой долг по защите страны, — убежден Александр Войтко, координатор «Союза ветеранов войны с Россией». — Справедливости удается достичь лишь, когда эти дела поступают в Киев на кассацию. Поэтому стоит законодательно изменить принципы подсудности, чтобы инциденты в зоне проведения ООС относительно бойцов рассматривались в соседних областях или по месту постоянной дислокации подразделения». Войтко уверен: освободить айдарівців сейчас удалось лишь благодаря значительному общественному резонансу.

«…Как ощущения? Как-то так… Еще прихожу в себя, — признается освобожден из-под стражи в зале суда Николай Агапов. На свободе он не был с декабря 2015-го. – Я будто в космосе. Спикера и Рекса также сегодня отпускают…»

«Я думаю, что так или иначе – это первый шаг к окончательной победе, — добавляет он. — Конечно, только Бог знает, что будет дальше, но я буду бороться до конца».

Валерия Бурлакова, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3110148 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ