Сломать карусель. Почему НДС стал любимым налогообложения в преступников

Мошенничество с НДС в различных видах стало настоящей профессией со своими специалистами и своими правилами. И не только в Украине, но и в странах Евросоюза, казна которых вследствие таких преступлений теряет миллиарды.

Поэтому, поднимая проблему на международном форуме, который недавно прошел в Риме, представители фискальных и правоохранительных служб делились примерами и обсуждали различный опыт борьбы, чтобы наиболее эффективные инструменты задействовать в дальнейшем.

В том, как работают криминальные схемы и как им противостоят в Украине, разбирался «Цензор.НЕТ».

МОШЕННИКАМИ БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ СПЕЦПРОКУРАТУРА

Как рассказал в комментарии «Цензор.НЕТ» первый заместитель главы ГФС Сергей Белан, в последние годы за счет НДС, который составляет 56% от общих поступлений всех налогов, формируется почти 40% доходов государственного бюджета. При этом, как отмечают в налоговой милиции, более половины собранного НДС – это суммы, уплаченные при территорию калининградской импортных товаров на таможенную территорию Украины, в том числе из стран Евросоюза.

В последние годы судьба образом составляла не менее 42% внешнего товарооборота. Только в 1-й половине 2018 года импорт составил 25,7 млн долларов США или 52,6%. Прогнозируемо, что при таких условиях именно сделки с НДС стали самым криминальным направлением в сфере налогообложения. А такая абсолютно правильная и справедливая норма, как бюджетное возмещение НДС, которая предусматривается возврат излишне уплаченных сумм налога, сразу превратилась в средство быстрого и незаконного обогащения за счет хищения бюджетных средств.

«Инструментами криминальных схем в первую очередь стали сомнительные экспортно-импортные операции, – объясняет Сергей Белан. – Возникла отдельная специализация экономического криминала, контроль за которой осуществляли организованные преступные группировки. В результате убытки от негативного явления, которое в Евросоюзе получило термин «трансграничное мошенничество», в начале 21-го века в Украине поспевали 7% государственного бюджета».

Аналогичная ситуация наблюдалась и в ЕС, где, по данным Еврокомиссии, убытки стран-членов в результате трансграничного мошенничества составляют не менее 50 млрд. евро в час, которые, как считается, становятся источником финансирования криминальных организаций, включая террористические.

Эта проблема стала настолько актуальна, что в октябре прошлого года министры юстиции 20 из 28 стран ЕС проголосовали за учреждение нового ведомства, которое начнет работу с 2020 года в Люксембурге. Речь о Европейской прокуратуре, призванной заниматься расследованием неправомерного использования бюджетных средств и трансграничными махинациями с НДС. Сейчас уголовное преследование этих правонарушений осуществляется на национальном уровне.

«В международном форуме, который проходил на днях в Риме, приняли участие свыше 70 представителей налоговых администраций из 34 стран мира, – рассказывает Сергей Белан. – Мы с коллегами презентовали украинский опыт противодействия таким схемам, с дальнейшей перспективой его имплементации в странах ЕС. А также получили возможность узнать из первых рук, какие инструменты используются другими государствами и какова специфика таких преступлений. Например, итальянские коллеги поделилась опытом противодействия мошенничеству с НДС в сфере электронной коммерции с использованием интернет-платформ, интернет-магазинов, веб-сайтов и других инструментов.

Также с использованием электронных устройств осуществляется так называемая «карусель» – схема, при которой товар несколько раз документально отправляется через участников в разных странах. При этом стоимость товара многократно возрастает, но с возникшей наценки налоги в бюджет не поступают.

Изменения, которые были внесены в ряд нормативных документов, позволяют итальянским правоохранителям обрабатывать информацию, размещенную на веб-сайтах и интернет-магазинах, по цене и срокам поставки товара.

В течение этого года в данном направлении специализированным подразделением уже расследуется 18 дел. Представитель Финансовой гвардии сообщил, что факты мошенничества с НДС часто выявляются при расследовании экономических преступлений, противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем, в ходе ежедневного мониторинга ситуации внутри страны, в ходе анализа информации баз данных и ИТ-сервисов, а также путем взаимодействия с компетентными органами других стран на основе постоянного обмена информацией.

Нидерланды поделились опытом противодействия мошенничеству с НДС при реализации алкогольных напитков, в частности правонарушители используют поддельные документы при транспортировке таких товаров в различные страны Европы, манипулируя особенностями нормативно-правового регулирования и распределением полномочий компетентных органов в разных государствах.

Представитель Испании рассказала о распространенной схеме уклонения от уплаты НДС путем внесения в товаросопроводительные, налоговые и таможенные документы ложных данных о составе нефтепродуктов и осуществления такой поставки по цепи предприятий с признаками фиктивности».

Основные меры, предпринимаемые в странах Евросоюза для борьбы с такими схемами – внесение изменений во внутреннее и международное законодательство по усилению контроля за регистрацией и осуществлением международной деятельности предприятий, а также обмен информацией в рамках двусторонних и многосторонних конвенций между налоговыми и таможенными органами, межправительственными организациями и другими учреждениями, которые являются владельцами и распорядителями такой информации. В частности, Eurofisc – онлайн-платформа для обмена информацией и разведывательными материалами с OLAF и Европолом, для проверки информации о возможных случаях мошенничества, с целью улучшения координации расследований в сфере международного мошенничества по НДС.

Кроме того, фискальные органы налаживают * прямое взаимодействие с официальными представителями крупных бизнес-ассоциаций и предприятий, чтобы получать информацию непосредственно от банковских учреждений, региональных представительств международных компаний. В числе действенных инструментов – проверка информации транспортных компаний по установлению маршрута перемещения товаров. Это позволяет отследить фактический путь товара от производителя до необходимого потребителя и возможное участие фиктивных перевозчиков.

Ведущие эксперты едины во мнении, что одним из наиболее эффективных механизмов противодействия является работа электронных систем выявления рисковых операций с НДС.

«Украина одна из немногих европейских стран, которая имеет передовой опыт в этом направлении, – говорит первый заместитель главы ГФС. – Различного рода системы администрирования есть еще в нескольких странах (Грузия, Армения), но исключительность украинского инструментария заключается в сочетании электронного контроля каждой операции плательщика налогов с одновременной проверкой ее на наличие рисков.

Система эффективно работает в автоматическом режиме, критерії черта могут оперативно изменяться в зависимости от появления новых преступных схем – именно эти качества очень сильно заинтересовали европейских фискалов».

ТОВАРЫ — ФАНТОМЫ

Главная цель деятельности преступных группировок как в Украине, так и в странах ЕС – уклонение от уплаты НДС, получение незаконного возврата денег из бюджета и дальнейшая легализация этих средств. Сначала схемы были достаточно примитивными, но впоследствии криминалитет стал более изобретателен в вопросах теневой экономики. Фиктивные производители товара, зарегистрированные в оффшорах подконтрольные нерезиденты, карусельное мошенничество – вот типичные ухищрения того времени.

Наиболее популярная схема незаконного возмещения НДС — «экспортная карусель». Работала она так. Фирма сначала экспортировала по заоблачной цене за пределы Украины товар, который снова возвращался в Украину по заниженной стоимости. Затем операция повторялась, формируя таким образом налоговый кредит, на который рассчитывали дельцы теневого бизнеса.

Доходило до парадоксального: страна больше компенсировала НДС, чем собирала налога.

В конце 90-х годов вопрос противодействия криминальным схемам начал решаться в законодательной плоскости. В 1997 году вступил в действие Закон «О налоге на добавленную стоимость», которым устанавливались основные ставки и условия уплаты налога: 20% – для образом товаров/услуг, оплата при таможенно оформлении; 0% – для экспорта товаров/услуг, с возможностью последующего возмещения НДС. С тех пор основные ставки налога не изменились.

По словам Сергея Белана, принятые меры существенно снизили объем обратного образом, но не перекрыли волне псевдоэкспортных сделок. В качестве предметов экспорта использовались товары, цена которых на внутреннем рынке искусственно завышалась в десятки (иногда в сотни) раз с помощью фиктивных поставщиков. В лучшем случае последние официально банкротились, а в основном исчезали путем переоформления на третьих лиц (умерших, недееспособных, иностранцев и т.д.).

В отличие от Европы, где наибольшую популярность в схемах «карусельного мошенничества» получили мобильные телефоны и аксессуары, в Украине активно использовались псевдотехнические изделия непонятного научного назначения и дальнейшего назначения (оптические линзы, электродные мембраны, пьезоэлементы, различные датчики и т.д.).

В качестве примера Сергей Белан привел одну из схем, которая была разоблачена правоохранителями на Харьковщине, при этом заказчиками выступали бюджетообразующие предприятия из разных регионов. Схема работала следующим образом. На протяжении нескольких лет комиссионер (основной исполнитель) по договорам с клиентами вывез за границу почти сто тысяч «датчиков давления пьезоэлектрических», якобы произведенных на одном из заводов в Харьковской области. Общая задекларированная стоимость товара составила 306 млн. гривен. Так называемый «датчик» стоил почти 450 долларов США при его реальной стоимости около двух долларов США.

Согласно калькуляции производителя, в себестоимости продукции 94% занимали комплектующие – обычная автозапчасть, которую без труда можно было приобрести на рынках или в специализированных магазинах. Чтобы избежать возможных проверок, товар отправлялся авиационным транспортом или автомобилями через ближайшие таможенные пункты пропуска в адресов фирм в Польше и Великобритании. Фактически дальше логистических складов в Польше товар не перемещался.

Для пересечения польской границы предоставлялись измененные инвойсы, в которых указывалась фактурная стоимость товара – 2,5 долл. США за единицу. Реальные потери бюджета от минимизации НДС таким способом составили более 50 млн гривен.

Но наиболее резонансной стала история о нанотрубках, которые планировали вывезти в Гонконг. Правоохранители задержали химическую продукцию, владельцами которой оказались руководители одной из известных торговых сетей по реализации продуктов питания. Заявленные по декларациям нанотрубки стоимостью около 450 евро за 1 кг на самом деле оказались обычной сажей. Оперативники связались с научными организациями, которые проводили практические наноисследования. Оказалось, что настоящие нанотрубки, если бы они действительно были таковыми, крайне востребованы в различных научных направлениях и промышленных сферах применения. Тем более интересен тот факт, что заявленного количества нанотрубок было бы достаточно для нужд всех стран Южной Азии до 2040 года.

РИСКИ И БОНУСЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

В ГФС утверждают, что на сегодняшний день случаи псевдоэкспортных операций носят единичный характер и оперативно выявляются фискальной службой. Как рассказал Белан, криминалитет со временем переориентировался на так называемую «продажи» налогового кредита и осуществление нетипичных экспортных операций и бестоварных операций на внутреннем рынке.

Летом 2015 года налоговой милицией был запущен онлайн-мониторинг операций субъектов в Едином реестре налоговых накладных для предотвращения регистрации налоговых накладных предприятиями с признаками фиктивности. А с 2017 года начала работать Система автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации таких налоговых накладных.

Как результат, константа в закон модернизация процесса налогового администрирования в сочетании с рядом оперативных мероприятий налоговой милиции сделали мошенничество с НДС непопулярным и очень рискованным средством теневого заработка в Украине. «Был организован комплекс мер, который кроме расследований налоговой милиции также предполагает полный автоматический контроль операций плательщиков НДС», – отмечает Сергей Белан.

Система контроля обеспечивает мониторинг имеющихся рисков нарушений налогового законодательства, в результате которого регистрация налоговой накладной может быть остановлена. Кроме выявления онлайн рисковых операций, система также предоставляет возможность обеспечить добросовестным плательщикам своевременную регистрацию налоговых документов. Как объяснили в ГФС, основными признаками рискованности налогоплательщиков являются:

— регистрация по недействительным или поддельным документам;

— регистрация физическими лицами с последующей передачей (регистрации) права собственности на несуществующих или недееспособных лиц;

— регистрация физическими лицами, которые не намеревались осуществлять финансовую и экономическую деятельность;

— регистрация и проведение финансово-хозяйственной деятельности без осведомленности и согласия его учредителей;

— наличие судебного приговора в отношении должностного лица налогоплательщика по статье «фиктивное предпринимательство» Уголовного кодекса Украины.

Региональные подразделения ГФС могут также определять риски если:

— налогоплательщик имеет короткий период существования (квартал);

— налогоплательщик не имеет открытых счетов в банковских учреждениях;

— официальный представитель налогоплательщика или учредитель является должностным лицом или учредителем предприятия, которое было ликвидировано по процедуре банкротства;

— налогоплательщик не подает в налоговую инспекцию финансовые отчеты за последний отчетный период.

При этом основными рисками в экономической деятельности являются:

— несоответствие наименований и количества приобретенных товаров реализованным впоследствии;

— отсутствие лицензии на подакцизные товары, указанные в налоговой накладной.

Завершающим элементом контроля является ежедневный анализ налогоплательщиков, которые осуществили регистрацию налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных на центральном уровне. В результате формируются возможные схемы уклонения от уплаты НДС. Цепи участников схем могут строиться до седьмого звена включительно. Цепь считается завершенной, если она начинается с источника создания сомнительного налогового кредита и заканчивается конечным потребителем (заказчиком схемы).

Схемы, связанные с НДС, как правило не видны широкому кругу общественности, и, соответственно, не вызывают широкого резонанса. А зря. Ведь правонарушения с НДС – это кровеносная система теневой экономики, которую необходимо перекрыть.

Татьяна Бодня, для «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3089342 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ