Сотни обманутых частных инвесторов, или Почему частным лицам запретили строить малые солнечные станции на земле

Позавчера ВР приняла закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии», а заодно и поправку № 24 о запрете строительства станций до 30 Квт на земле для частных домовладельцев.

Поправка была внесена в самый последний момент и вызвала резонанс и возмущение тысяч частных инвесторов.

Давайте разберем, что в вопросе частных солнечных электростанций является мифами, а что — реальностью, и как регулировать рынок возобновляемой энергии. Что делать тем сотням частных инвесторов, кто купил оборудование или начал строить станции, рассчитывая ввести их в эксплуатацию?

В Украине около 9000 солнечных электростанций подключены по зеленому тарифу. Все они продают энергию в сеть по завышенной ставке, при этом полностью профинансировали вложения в генерацию. Из них около 8000 домохозяйств установили станцию на заработанную за рубежом валюту. Они вложили и продолжают вкладывать свои деньги в малую солнечную генерацию. Проще всего это было сделать, расположив на участке солнечную станцию максимально допустимой мощности 30 кВт. Окупаемость такого проекта составляет 4-6 лет.

Таким образом, принятые позавчера изменения бьют по десяткам тысяч активных граждан, вкладывающих свои деньги в малую солнечную генерацию.

Почему это важно?

Во всем мире активно развивается частная электрогенерация из возобновляемых источников. Одним из самый больших апологетов распределенной генерации является Элон Маск, одним из первых наладивший производство не только средств генерации, но и системы хранения энергии.

Чем важна локальная генерация, и чем в особенности локальной хранение?
— Электроэнергия генерируется максимально близко к потребителю, что позволяет избежать больших потерь при транспортировке, иногда доходящих до 40%;
— При наличии средств хранения появляется возможность энергоснабжения домохозяйств в периоды пикового потребления, что снижает нагрузку на сети и требования к маневровым мощностям системы генерации страны;
— Дает гражданам, инвестировавшим свои средства в генерацию, возможность получать постоянный пассивный доход.

Локальная генерация, будучи распределенной, при наличии инструментов хранения, позволит постепенно снижать нагрузку на общегосударственную систему генерации. Ведь уже сейчас постройка полностью автономных, не подключенных к энергосети страны домохозяйств стала реальностью. А в процессе развития энергорынка, когда можно будет продавать электроэнергию со своих средств хранения вполне вероятно получение целых поселков, находящихся на полном энергетическом самообеспечении, и не зависящих от монополистов.

По сути запретительные действия государства снижают в том числе и интерес мелких частных инвесторов вкладывать средства не только в средства генерации, но и средства хранения. А ведь чем больше небольшой частной генерации и частного хранения, тем меньше зависимость от монополистов, меньше их влияние на цены за электроэнергию.

Подобные действия ВР идут вразрез с интересами населения Украины, заинтересованного в снижении тарифов, и национальной безопасности.

Основная мотивация поправки № 24 — это точечная борьба с гражданами, которые, скупил десяток участков, подключили станции и продают энергию в сеть, тем самым создавая проблемы во внешних сетях и повышая напряжение. При этом поправка полностью ограничивает и в большинстве случаев исключает возможность строительства солнечной станции для большинства частных домовладельцев.

Но мое личное мнение:

  • Такое решение фундаментально не решит проблему. Однако проблему решать надо.
  • Само решение социально несправедливо: сотни мегаватт ежеквартально сдаются в эксплуатацию. Судьба физических станций — ничтожна. И все, кто продают энергию, платят налоги, автоматически приобретая оборудование с НДС и не имея никаких льгот.
  • Принятие правки исподтишка выражает полное неуважение к общественному мнению тысяч частных домовладельцев и инвесторов. Это не «биткоины», а тысячи реальных частных энергетических проектов, локально производящих электроэнергию.
  • Что делать сотням людей, которые уже реализуют такой проект или купили оборудование, построили конструкции? На фоне сотен мВт, выданных ТУ в разных регионах, выглядит странно.
  • На данный момент уже введены ограничения в виде строительного паспорта, плана электроразводки и. т. д. (документы, подтверждающие то, что строительный объект существует) и их можно расширить.
  • Суть решения лежит не в запрете, а в порядке ввода в эксплуатацию и процедуре получения на ввод в эксплуатацию, то есть получении упрощенного ТУ на выдачу энергии.
  • Основная причина — проблемы в сети из-за нескольких сотен станций, установленных в одном месте. Но почему никто не говорит о проблеме незаконно установленных вводных автоматов на сотне тысяч домов? Они явно создают больше проблем. А об отсутствии контроля качества услуг? О невыполнении договорных условий по массе облэнерго из-за разных причин? О том, что отсутствует или не выполняется энергоконтроль и энергомониторинг?
  • Вне зависимости от поправки системный контроль неосуществим или сложно осуществим.
  • То самые десятки участков подключили станции в сеть (в основном там, где самы договора на подключения делались с нарушениями — без анализа возможности как потребления, так и выдачи) без технического обоснованого и, как правило, коррупционным путем. И я уверен, что об этом известно, а значит, проблема лежит в другой плоскости.
  • Что делать простым людям:

  • В любом случае нужно защищать свои права. И тот, кто будет подписывать и выполнять, должен будет знать, что если не дать людям реализовать то, что они начали — это может вызвать непредсказуемую реакцию.
  • Попытаться независимо от действий регуляторов и законодателей реализовывать объекты согласно закона.
  • Тем, кто планировал строительство группы частных наземных СЭС свыше (речь идет о 3-10 станциях по 30 кВт), подумать над реализацией юридической накрышной станции или наземной.
  • Объединиться для решения общих задач. Текущие механизмы влияния как экспертные, так и общественные — малоэффективны. Новые же создают конфликт интересов.
  • Мы готовы инициировать создание и независимый выбор команды, которая будет заниматься реальным взаимодействием между пулом громадських организаций, физлиц и реальным рынком. В структуре госкомпаний нет ни времени, ни возможности общаться с десятками представителей, тем более слабо компетентными. Кто заинтересован и понимает суть проблемы — можете связаться со мной.

    Что делать и как решать вопрос по сети и контроля за строительством станции с точки зрения сетей и передачи энергии:

    • Уйти от популизма и перейти к реальным процедурам и процессам согласования, ввода в эксплуатацию, которые не будут нарушать целостность энергосистемы;
    • Описать бизнес процесс и технологическую карту;
    • Появление локальной генерации — это абсолютно новое явление с точки зрения устоявшихся операторов, у которых и так проблем много, поэтому я бы создал сервисный офис.

    Я один из первых, кто построил солнечную станцию у себя дома, когда зеленого тарифа еще не было. И я могу сказать точно: независимо от точечных негативных проявленный, появление как рынка малых СЭС, так и рынка электромобилей несет несоизмеримую социальную пользу, эскалирует большинство системных проблем в сетях распределения, меняет культуру потребления и инвестирования, дает ощущение независимости. Мы становимся менее зависимыми от монополий, ведь 9000 — это частные владельцы, а не пару десятков крупных корпораций.

    Сейчас совместно с моим партнером Олегом Бурлаковым мы построили более 500 физических станций: накрышные юридические станции и промышленные наземные. Наша компания проводит инженерный консалтинг передовых промышленных объектов в Украине. Мы постоянно мониторим работу как СЭС, так и состояние сети, а также объектов физических и юридических лиц. еских лиц.

    Имея богатый опыт в IT и системе мониторинга, мне понятно, что нужно постепенно перейти к мониторинга и созданию личного кабинета с сквозным контролем всех участников. Более того, наша группа компаний готова профинансировать частично или полностью этот вопрос и передать на баланс операторам, если это необходимо. Наши компании (Облако, Артвеб, Ончардж, kbenergy) уже реализуют подобные проекты для электрозаправочных сетей, больших и малых СЭС.

    Вячеслав Мижарев, эксперт по мониторинга солнечных электростанций, основатель одной из первых в Киевской области солнечной станции,

    для «Цензор.НЕТ»

    Источник: https://censor.net.ua/r3124603 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ